Положение о наставничестве

1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом
Российской Федерации (статья 8)
1.2. Основные понятия Положения:
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с
педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных организациях или имеющими трудовой стаж не более 3
лет.
Наставник – опытный педагогический работник, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
обучения и воспитания, а также опытом работы в определѐнной области.
Молодой специалист – начинающий педагогический работник, как правило,
овладевший знаниями основ педагогики по образовательным программам среднего
профессионального или высшего профессионального образования, проявивший желание и
склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышает свою
квалификацию под непосредственным руководством наставника.
1.3. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного наставника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков
и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
является оказание помощи педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и
закрепление педагогических работников в штате образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагогического работника
и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива
школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого
отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется в соответствии с настоящим
Положением и на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе и руководители школьных методических объединений
(далее - ШМО), в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель школьного методического объедения предлагает наставника из
наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высоким уровнем
профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении,
имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление
о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не
менее пяти лет, в том числе не менее 3-х лет по данному предмету, имеющие первую или
высшую квалификационную категорию.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух подопечных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях школьного
методического объединения, согласовываются с заместителем директора по научнометодической работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
издается приказ о закреплении наставников за молодыми специалистами.
3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации
школьного методического объединения приказом директора школы с указанием срока
наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту
(подопечному) на срок не менее одного года.
3.6.
Наставничество
устанавливается
над
следующими
категориями
педагогических работников образовательной организации:
- вновь принятыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях;
- выпускниками профессиональных образовательных организаций, завершивших
очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных организациях.
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения педагогического работника (далее наставника);
- перевода на другую работу молодого специалиста (подопечного) или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является повышение
качества выполнения задач подопечным в период наставничества.
4.Обязанности наставника.
Наставник обязан:
4.1. знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
4.2. изучать деловые и нравственные качества подопечного, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям (законным
представителям).
4.3. вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к педагогическому работнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
4.4.проводить методические консультации, контролировать и оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеурочных
мероприятий;
4.5. разрабатывать совместный план профессионального становления; давать
конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу,
оказывать необходимую помощь, посещать уроки молодого специалиста (не менее 3 в
месяц).
4.6. оказывать индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией,
практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
4.7.личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурной
и
профессиональной
компетентности;
4.8.участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью подопечного, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

5. Права наставника
Наставник имеет право с согласия заместителя директора по учебновоспитательной работе и руководителя школьного методического объединения
подключать кратковременно для дополнительного консультирования по отдельным
направлениям других работников образовательной организации (педагога-психолога,
социальных педагогов и др.)
6. Обязанности молодого специалиста
6.1. В период наставничества молодой специалист, педагогический работник, не
имеющий трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях,
обязан:
- изучать нормативные акты, определяющие его служебную деятельность,
структуру, особенности деятельности школы и должностные обязанности по занимаемой
должности;
- выполнять планы работы в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
7. Права молодого специалиста, педагогического работника, не имеющего
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях
Имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
- повышать квалификацию;
-защищать свои интересы в случае дисциплинарного или служебного
расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
-требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их методической деятельности,
непосредственный контроль по урочной и внеурочной деятельности по предмету
возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам
школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы наставника и молодого
специалиста;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету (по
необходимости, с целью оказания дополнительной методической помощи), проводимые
наставником и молодым специалистом;
-оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении
планов работы с подопечными;

- изучать, обобщать, распространять положительный опыт наставничества в МКОУ
«Хвастовичская средняя школа»
;
- ходатайствовать перед директором о поощрении наставников за результативную
работу;
-знакомить заместителя директора по УВР и руководителей ШМО с приказом о
закреплении наставников за молодыми специалистами;
8.3. Руководитель школьного методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании ШМО совместный индивидуальный план работы
наставника и подопечного;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1.К документам, регламентирующим деятельность наставников и молодых
специалистов, относятся:
- настоящее Положение;
- План работы МКОУ «Хвастовичская средняя школа» с молодыми специалистами
на 20__ - 20__ уч. год. (Приложение 1)
- приказ директора об организации наставничества;
-совместный план работы наставника и молодого специалиста (Приложение 2)
- отчет наставника о проделанной работе с молодым специалистом (Приложение 3)
- отчет молодого специалиста о проделанной работе (Приложение 4)
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее положение подлежит рассмотрению на Педагогическом совете и
утверждается приказом директора школы. Внесение изменений и дополнений в настоящее
положение также подлежит рассмотрению на Педагогическом совете (оформляется
протоколом) и утверждается приказом директора.
10.2.Настоящее положению вступает в силу с даты его утверждения.
10.3.Настоящее положение утрачивает силу с момента признания его утратившим силу.

Приложение № 1
Форма плана работы (наименование ОО) с молодыми специалистами
на 20__ - 20__ уч. год
Содержание
деятельности
Закрепление
наставников за
молодыми
специалистами
Ознакомление с
нормативными
правовыми
документами,
регламентирующими
работу школы,
школьного
методического
объединения, учителя
Требования к ведению
документации:
классных журналов,
личных дел учащихся,
дневников

Планирование
реализации содержания
рабочей программы
учебного предмета,
календарнотематического плана
рабочей программы
учебного предмета
Планирование
воспитательной работы
с классом

Форма реализации

Сроки

Ответственные

Приказ по школе.

Август

Директор школы

Утверждение плана
работы
наставников.
Консультация
Административное
совещание при
заместителе
директора

Индивидуальное
консультирование
заместителями
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе, учителемнаставником
Индивидуальное
консультирование
заместителями
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе, учителемнаставником
Групповое
консультирование

Сентябрь

Сентябрь
Ноябрь
Январь

Заместители
директора по УВР,
ВР, НМР
Заместители
директора по УВР,
НМР, ВР

Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе

Апрель
Сентябрь
Ноябрь
Январь

Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе

Апрель
Сентябрь
Ноябрь

Заместитель
директора по
воспитательной
работе

Январь
Апрель
Изучение структуры
урока

Организация
взаимопосещения
уроков «наставник»
- «молодой
специалист»

Сентябрь

Заместители
директора
по учебновоспитательной
работе, научно-

Изучение типов уроков

Отбор актуального
содержания урока в
соответствии с типом
урока

Изучение учебной цели
и задач урока, их
реализации в
содержании урока.

Посещение уроков
заместителями
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Организация
взаимопосещения
уроков «наставник»
- «молодой
специалист»
Посещение уроков
заместителями
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Организация
взаимопосещения
уроков «наставник»
- «молодой
специалист»
Посещение уроков
заместителями
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Практикум с
посещением уроков

методической
работе

Октябрь

Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе

Октябрь

Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе

Ноябрь

Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Заместители
директора по
учебно-

Организация
диагностики
предметных умений
учащихся в рамках
промежуточной
аттестации.

Практикум с
посещением уроков

Декабрь - январь

Ведение самоанализа
урока по учебным
целям и задачам

Практикум с
посещением уроков

Февраль

Ведение
самоанализа
урока по содержанию

Практикум с
посещением уроков

Март
2018 года

Формы
итогового
контроля
уровня
метапредметных
и
предметных результатов
учащихся

Практикум с
посещением уроков

Апрель-май
2018 года

воспитательной
работе, научнометодической
работе
Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе
Заместители
директора по
учебновоспитательной
работе, научнометодической
работе

Приложение № 2
Форма совместного плана работы на 20___ - 20___ учебный год наставника и
молодого специалиста
№

1
2

3

4

5

6

1

2

3

1

2

3

Планируемые мероприятия
Организационнодокументальная
деятельность
Составление плана работы на
20__ – 20__ учебный год
Изучение учебной
программы, инструктивнометодического письма.
Самостоятельное
составление календарнотематического планирования
по предмету
Составление совместно с
наставником программы
работы с классным
коллективом
Подготовка отчета
педагогической деятельности
по итогам четверти
(мониторинг успеваемости)
Подготовка отчѐта о
проделанной работе за
учебный год
Урочная и внеурочная
деятельность
Качество успеваемости и
знаний (в сравнительном
разрезе по четвертям и за
год)
Работа с одаренными детьми
(участие в конкурсах, указать
достижения)
Работа со слабоуспевающими
детьми
Методическая работа
Посещение уроков
наставника,
взаимопосещение уроков
учителей
Посещение уроков опытных
педагогов, изучение
передового педагогического
опыта
Изучение дополнительной
литературы по

Сроки

Сентябрь
Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь, декабрь,
март, май
Май

В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года

Деятельность
наставника

Деятельность
молодого
специалиста

4
5

6
7
8
9

1

2

3

4

предмету/направлению.
Участие в работе школьного
методического объединения.
Изучение педагогической и
методической литературы по
современным педагогическим
технологиям
Разработка дидактических
материалов к уроку
Проведение открытого урока
в рамках предметной декады
Выступление на заседании
ШМО
Прохождение курсов
повышения квалификации
Воспитательная работа
Изучение состава класса и
индивидуальных
особенностей учащихся
Составление психологопедагогической
характеристики класса
Проведение классных часов,
воспитательных мероприятий
по программе работы
классного руководителя
Проведение родительских
собраний

В течение
учебного года
В течение
учебного года

В течение года
По плану ШМО
По плану ШМО
В течение года
Сентябрьдекабрь
Январь
В течение
учебного года
В течение
учебного года

Приложение 3
Примерный отчет наставника
ФИО наставника о проделанной работе с молодым специалистом
ФИО молодого специалиста за 20__ - 20__ учебный год
ФИО наставника –
Должность –
Категория –
1.
Сколько уроков молодого специалиста было посещено, их краткое описание
по форме;
Дата

Предмет

Тема урока

Протокол
посещения
урока (кратко)

Методические
рекомендации

2.
Какая методическая помощь была оказана молодому специалисту в течение
учебного года (перечислить);
3.
Какие недостатки были выявлены в работе молодого специалиста
(перечислить);
4.
Над чем необходимо работать молодому специалисту в дальнейшем в целях
ликвидации выявленных недостатков (направления в работе, требующие доработки,
коррекции);
5.
Прогнозирование работы по усилению проблемных направлений в работе
молодого специалиста на новый учебный год.
Приложение 4
Примерный отчет молодого специалиста о проделанной работе
ФИО Должность Педагогический стаж Стаж работы (наименование ОО) –
Недельная нагрузка –
За отчетный 20__ – 20__ учебный год мной осуществлялась работа по следующим
направлениям:
1. Самообразование
1.1. Курсы повышения квалификации;
1.2. Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где);
1.3. Изучение педагогической, научной, методической литературы;
1.4. Взаимопосещение уроков (сколько уроков посетили, у кого)
2. Собственно-педагогическая деятельность:
2.1. Открытые уроки (тема, дата, класс).
2.2. Выступление на заседаниях ШМО, Педагогических советах (тема, дата);
2.3. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях (достижение)
3. Работа с детьми:
3.1. Классы, в которых работал (-а);
3.2. Качество успеваемости и знаний (в сравнительном разрезе по четвертям и за год);
3.3. Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения);
3.4. Работа со слабоуспевающими детьми;
3.5. Работа с родителями, классное руководство.
Выводы:
- итоги работы (степень выполнения плана работы, проблемы в работе (выявлены в
течение учебного года).
- планирование методической работы на новый учебный год с учетом выявленных
проблемных зон (что планируете провести, где участвовать).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».