Положение об организации ОВЗ

Хвастовичи – 2022г.

Общие положения
1.1. Настоящее положение «Об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (в дальнейшем - Положение) в МКОУ
«Хвастовичская средняя школа» (далее – Школа) разработано в целях реализации
гарантированных прав граждан на получение образования для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – ОВЗ).
1.2. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные
образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания,
учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающихся с
ОВЗ.
1.4. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв.
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.
2.
Порядок приема детей с ОВЗ
2.1. Прием детей с ОВЗ в МКОУ «Хвастовичская средняя школа» осуществляется по
территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным
федеральным законодательством для приема граждан в государственные образовательные
учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по
причине отсутствия в ней свободных мест.
2.2. Лица с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и
рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в МКОУ
«Хвастовичская средняя школа».
2.3. Зачисление (перевод) обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

1.

Организация обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов
3.1. В МКОУ «Хвастовичская средняя школа» должны быть созданы специальные
условия обучения для детей с ОВЗ. Обучение по варианту 1 ФГОС ОВЗ организуется по
АООП, при необходимости – в соответствии с индивидуальным учебным планом. При
прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся
разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как в
урочной, так и во внеурочной деятельности.
3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение
социально-педагогической и психологической помощи:
- в классах общего образования, в которых обучаются дети по АООП,
разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития
(СИПР), учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальные
возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения;
- в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы
специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические
заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением;
- обучение на дому (с использованием дистанционных образовательных технологий);
- индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с выраженными поведенческими
отклонениями (индивидуальный учебный план).
3.3. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах:
- в образовательной организации;
- вне образовательной организации.
3.4. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в ОО реализуются следующие
образовательные программы:
- основная общеобразовательная программа (далее – ООП) начального общего
образования;
- ООП основного общего образования;
- ООП среднего общего образования;
- адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с
ОВЗ);
- АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с
категорией обучающихся с ОВЗ);
- АООП среднего общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией
обучающихся с ОВЗ);
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
3.5. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во
время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным
учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. Для обучающихся с
ОВЗ могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-

3.

логопедом, и педагогом-психологом для обучающихся на дому.
3.6. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят педагог-психолог,
учитель-логопед. Для этих занятий предусматриваются часы коррекционно-развивающей
работы в неделю, согласно рекомендациям ПМПК.
3.7. МКОУ «Хвастовичская средняя школа» несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного
образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ,
соответствующих их психофизическим возможностям.
3.8. В случае обучения по АООП в ОО создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения
образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание ОО;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ.
3.9. Доступность образовательной среды ОО предполагает:
- доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и
читального мест.
3.10. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
3.11. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации
детей. Родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех
видах планируемых обследований (психолого-педагогических) обучающихся, давать
согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях,
отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах
проведенных обследований обучающихся. По согласованию с администрацией школы
родители имеют право присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях, принимать
участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
3.12. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказами Минпросвещения,
Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
3.13. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию
проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена.
3.14. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в
порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной

отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
3.15. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена,
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем образовании).
4. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной
форме
4.1. Образование обучающихся с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися
(инклюзивно) или индивидуально в соответствии с рекомендациями ПМПК.
4.2. Количество учащихся, обучающихся инклюзивно в классе, определяется исходя из
максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с
учетом требований, установленных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4.3. При необходимости проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной общеобразовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования.
4.4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ осуществляют
специалисты согласно заключению ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед).
4.5. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения при отсутствии медицинских противопоказаний.
4.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению
родителей (законных представителей) или по направлению образовательного Учреждения
с письменного согласия родителей (законных представителей).
5. Права и обязанности
5.1. Права и обязанности работников ОО при организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются Уставом Учреждения.
5.2. Родители (законные представители) имеют право: знакомиться с Уставом МКОУ
«Хвастовичская средняя школа», настоящим Положением, расписанием занятий, другими
документами, регламентирующими организацию обучения обучающихся с ОВЗ;
защищать законные права ребенка; вносить предложения по составлению расписания
занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана ОО,
аргументировав необходимость, с учѐтом способностей и интересов ребѐнка; получать
консультативную помощь специалистов образовательной организации в вопросах
коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. Родители (законные представители)
обучающихся С ОВЗ ответственность за создание необходимых условий для проведения
индивидуальных занятий на дому, ставить учителя в известность о рекомендациях врача,
особенностях режима.

5.3. Обучающийся обязан: соблюдать Устав МКОУ «Хвастовичская средняя школа»;
соблюдать расписание занятий; выполнять требования учителей – предметников в период
занятий.
6.Заключительные положения.
6.1 Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом
самоуправления МКОУ «Хвастовичская средняя школа». Положение вступает в силу с
даты его утверждения руководителем ОО. Положение утрачивает силу в случае принятия
нового Положения. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом ОО и
иными локальными нормативными актами ОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».