Хвастовичи – 2022г. Общие положения 1.1. Настоящее положение «Об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в дальнейшем - Положение) в МКОУ «Хвастовичская средняя школа» (далее – Школа) разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – ОВЗ). 1.2. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность. 1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 1.4. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599. 2. Порядок приема детей с ОВЗ 2.1. Прием детей с ОВЗ в МКОУ «Хвастовичская средняя школа» осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. 2.2. Лица с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в МКОУ «Хвастовичская средняя школа». 2.3. Зачисление (перевод) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. 1. Организация обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов 3.1. В МКОУ «Хвастовичская средняя школа» должны быть созданы специальные условия обучения для детей с ОВЗ. Обучение по варианту 1 ФГОС ОВЗ организуется по АООП, при необходимости – в соответствии с индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи: - в классах общего образования, в которых обучаются дети по АООП, разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ; - в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальные возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ; - в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения; - в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением; - обучение на дому (с использованием дистанционных образовательных технологий); - индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с выраженными поведенческими отклонениями (индивидуальный учебный план). 3.3. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах: - в образовательной организации; - вне образовательной организации. 3.4. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в ОО реализуются следующие образовательные программы: - основная общеобразовательная программа (далее – ООП) начального общего образования; - ООП основного общего образования; - ООП среднего общего образования; - адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с ОВЗ); - АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с ОВЗ); - АООП среднего общего образования обучающихся с ОВЗ (в соответствии с категорией обучающихся с ОВЗ); - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. 3.5. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. Для обучающихся с ОВЗ могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителем- 3. логопедом, и педагогом-психологом для обучающихся на дому. 3.6. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Для этих занятий предусматриваются часы коррекционно-развивающей работы в неделю, согласно рекомендациям ПМПК. 3.7. МКОУ «Хвастовичская средняя школа» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ, соответствующих их психофизическим возможностям. 3.8. В случае обучения по АООП в ОО создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; - использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; - обеспечение доступа в здание ОО; - другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 3.9. Доступность образовательной среды ОО предполагает: - доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест. 3.10. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 3.11. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации детей. Родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с администрацией школы родители имеют право присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях, принимать участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий. 3.12. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513. 3.13. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена. 3.14. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». 3.15. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена, выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем образовании). 4. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме 4.1. Образование обучающихся с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивно) или индивидуально в соответствии с рекомендациями ПМПК. 4.2. Количество учащихся, обучающихся инклюзивно в классе, определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4.3. При необходимости проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе адаптированной общеобразовательной программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования. 4.4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ осуществляют специалисты согласно заключению ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед). 4.5. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения при отсутствии медицинских противопоказаний. 4.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательного Учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей). 5. Права и обязанности 5.1. Права и обязанности работников ОО при организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются Уставом Учреждения. 5.2. Родители (законные представители) имеют право: знакомиться с Уставом МКОУ «Хвастовичская средняя школа», настоящим Положением, расписанием занятий, другими документами, регламентирующими организацию обучения обучающихся с ОВЗ; защищать законные права ребенка; вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана ОО, аргументировав необходимость, с учѐтом способностей и интересов ребѐнка; получать консультативную помощь специалистов образовательной организации в вопросах коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. Родители (законные представители) обучающихся С ОВЗ ответственность за создание необходимых условий для проведения индивидуальных занятий на дому, ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима. 5.3. Обучающийся обязан: соблюдать Устав МКОУ «Хвастовичская средняя школа»; соблюдать расписание занятий; выполнять требования учителей – предметников в период занятий. 6.Заключительные положения. 6.1 Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом самоуправления МКОУ «Хвастовичская средняя школа». Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем ОО. Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом ОО и иными локальными нормативными актами ОО.