МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Программа элективного курса по математике
для учащихся 5 классов
«В мире уравнений»
Составитель:
Шарыигна Наталья матвеевна.
2022 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс ориентирован на учащихся 5 классов и рассчитан на 8 часов.
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных
учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина,
2013 г.
Целью изучения элективного курса математики по теме: «в мире уравнений" в 5 классе
является:
Систематическое развитие понятия корня уравнения, формирование навыка составления
уравнений для решения задач, закрепление навыка выполнения арифметических действий над
числами. Научить применять правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно
и то же число, отличное от нуля, переводить практические задачи на язык математики,
подготовка учащихся к изучению систематических курсов математики.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных
рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне,
математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами,
овладевают навыками действий с использованием букв для записи уравнений и свойств
арифметических действий, составлении уравнений. Решение текстовых задач.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами;
- Проводить анализ алгоритма решения уравнения;
- Правильно составлять и записывать условия задач;
- Логически мыслить при построении алгоритма решения уравнения и задач;
- Уметь вариативно выбирать способ решения уравнений;
- Уметь систематизировать уравнения по способам решения;
- Владеть навыками вычисления по формулам;
- Знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения
к другим в
соответствии с условиями задачи;
- Находить числовые значения буквенных выражений.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка
науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы, двигательной моторики;
-
Внимания, памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности;
- Здоровьесбережение.
Тематическое планирование.
№
п/п
Тема
1
1.1 Компоненты сложения, вычитания,
умножения, деления Понятие уравнения,
корня уравнения. (1-й из 1 ч.)
2
1.2 Нахождение неизвестных компонентов в
уравнении при сложении и вычитании
действий (1-й из 1 ч.)
3
1.3 Нахождение неизвестных компонентов в
уравнении при умножении и делении. (1-й из 1
ч.)
1.4 Решение уравнений со скобками. (1-й из 1
ч.)
4
5
1.5 Решение различных видов уравнений (1-й
из 1 ч.)
Кол-во
Форма занятия
часов
Урок - лекция
1
Урок - практикум
1
Урок - игра
1
Урок - лекция
1
1
Комбинированный
урок
Дата
6
1.6 Решение текстовых задач на составление
уравнения. (1-й из 1 ч.)
1
7
1.7 Решение текстовых задач на составление
уравнения, 1 ч. (1-й из 1 ч.)
1
8
1.8 Итоговое занятие (1-й из 1 ч.)
1
Урок - лекция
Урок - практикум
Урок - семинар
Учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя
1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для
учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература»
2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Изд. «Мнемозина» М.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5
класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное
пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение,
1995-1996.