МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Клуб «Дар».
Программу составила:
учитель начальных классов
Кулакова В. М.
2022 -2023 учебный год
Информационная карта
образовательной программы
Педагог – Кулакова В. М.
1.Направление деятельности
Художественно – эстетическое,
практическая деятельность
2.Форма и название творческого
Клуб «Дар».
объединения
3.Название образовательной программы
Интегрированная программа внеурочной
деятельности.
4.Вид программы
Авторизированная
5.Образовательная область
Литература, краеведение, окружающий
мир, проектная деятельность
6.Продолжительность образовательного
1 год
процесса
7.Возраст обучающихся
9-лет (3 класс)
8.Форма организации образовательного
Индивидуальная, групповая
процесса
9.Форма организации содержания и
Модульная программа
педагогической деятельности
10.Достижения обучающихся
В результате обучения на занятиях клуба
учащиеся становятся подготовленными к
участию в творческих конкурсах чтецов, в
исследовательских
конференциях,
в
интернет-конкурсах, в других литературных
конкурсах в очной и заочной форме; к
подборке публикации стихов собственного
сочинения и к созданию и выпуску
стенгазет и альбомов, творческих тетрадей
и папок с творческими проектами.
Пояснительная записка
«Творчество-это та волшебная шапка,
под которой расцветает счастье».
С.Р. Львов.
В наше время наиболее актуальной проблемой для начальной школы является
творческая нереализованность учащихся. В связи с отсутствием кружковой работы, дети и
их родители порой не знают о способностях учащихся. Через создание пусть не
идеальных, но собственных стихотворений ребенок самовыражается, ищет и находит
свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее
стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений об окружающем
мире помогает ребенку реализовать свои возможности.
Какой волшебник всколыхнул сперва
Основу жизни – душу человечью?
Кто понял первым – птица, луч, листва,Что души полны стихотворной речью?
Поэтический клуб «Дар» существует в школе с 1999 года. За годы нашей работы многие
учащиеся приобщились к поэзии, литературе, научились чувствовать прекрасное и
выражать свои мысли в стихах. Уже давно окончили школу наши первые школьные
поэты, но ещѐ сохранились их первые работы, которые читают другие ребята и учатся у
них поэтическому слову. О клубе «Дар» не раз с благодарностью отзывались и сами дети,
и их родители, были публикации в районной газете «Родной край», были грамоты и
дипломы за участие в различных конкурсах, в том числе, и областных.
Появление у детей вкуса к слову, интереса к родной речи во многом обусловливается
общением с поэзией. «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас, величайший дар, доставшийся нам от поры детства», - говорил К. Д. Паустовский. Этот
волшебный дар образного слова, данный ребѐнку с рождения, надо не только раскрывать,
сохранять, но и развивать дальше.
В настоящее время среди школьников наблюдается падение интереса к настоящей
художественной литературе, пугает низкая коммуникативная и филологическая
компетенция, и эстетическая глухота. Ребѐнку необходимо помочь уверенно войти в мир,
обрести высокий смысл личного бытия, продолжить традиции национальной культуры,
развивать творческие способности.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу
формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а
метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности,
готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию1.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни».
В решении этих и многих других задач и предлагается работа школьного поэтического
клуба «Дар». Именно клубная форма занятий предполагает разнообразные встречи детей
разного возраста, учителей, родителей, гостей; обмен опытом, обсуждение авторских
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –
М.: Просвещение, 2011.
работ, совместное творчество. Школьный клуб «Дар» сотрудничает со многими
общественными организациями: Районным Домом культуры, Районной детской
библиотекой, Домом детского творчества, православной церковью, районной газетой.
Надеемся, что наша деятельность полезна и необходима многим людям, кто стремится к
духовности и творческому развитию.
Мы сердца откроем слову:
Мир волшебный нас зовѐт.
Подарить стихи готовы
Всем, кто любит их и ждѐт!
Цель: через знакомство с аспектами поэтического мастерства научить детей
создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного
сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения,
становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения и ИКТ,
творческими личностями.
Задачи:
Формирование у детей УУД;
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры
чувств»;
стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.
расширить знания об окружающем мире;
формировать коммуникативные умения учащихся;
приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и
зарубежных поэтов;
развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения
в социуме;
актуализация личностных качеств у школьников, помогающих раскрытию их
творческих способностей;
формирование у школьников положительной мотивации к обучению.
Формировать умение использования ИКТ при создании презентаций и оформлении
авторских проектов.
· образовательная: формирование знаний о технике и культуре речи,
совершенствование техники стиха, проведение поэтических разборов и
обсуждений;
· Решаются следующие задачи:
воспитательная: воспитание любви к родной природе, к родному слову,
экологическое и эстетическое воспитание средствами музыки, изобразительного
искусства и поэзии, развитие коммуникабельности;
· развивающая: развитие навыков чувствовать ритм, музыку, рифму стихов;
развитие умения передавать в стихах своѐ настроение, свои представления об
окружающем мире.
Основные методы и формы работы в курсе:
Лекции, практические занятия, экскурсии, групповая работа, творческие задания,
выполнение творческих проектов.
Оснащение курса.
Программа предусматривает использование специального оборудования и
материалов: нетбук, интерактивная доска, картины русских художников,
компьютер, прозаические и стихотворные тексты, загадки.
Направления работы:
Творческое: сочинение стихов;
Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов собственного
сочинения; размещение их в СМИ.
Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.
В группе будут заниматься 16-19 учащихся разного уровня развития и успешности в
обучении.
Курс обучения составляет 34 часа.
В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не
стесняться быть индивидуальными и интересными.
Все детские работы регулярно печатаются в газете для детей и родителей «Дар», а
лучшие размещаются на школьном сайте.
Методика проведения занятий:
Для занятий клуба «Дар» характерны большая степень детализации, широкий
диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и
стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов,
приподнятостью настроения и внутренней раскованностью. Ребята читают стихи,
анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения
педагога и товарищей. Ведущей является игровая деятельность. Также важны методы
наблюдения,
сравнения, анализа, творческого поиска.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
увлекательные тематические занятия;
обзоры поэтических новинок и отчѐты о прочитанных книгах;
чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного
сочинения;
Практикум;
Самостоятельная работа;
Работа в фондах библиотеки;
Тренинги;
Экскурсии.
Поэтические гостиные;
Проектная
деятельность.
Содержание изучаемого курса
I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.
На первых занятиях участники клуба вспоминают основы стихосложения и
выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным
словам и выражать свои эмоции посредством слова.
Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о рифме.
Понятие о строфе. Разновидность строф.
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических
фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола. Ритм, интонация.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и
восклицание.
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.
Главное в произведении - идея, основная мысль.
Образы
вокруг
нас.
Литературная
игра
"Что
на
что
похоже?"
Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящѐнный временам года.
Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть!
Это надо услышать!" Сонет.
Описание предмета. Как описать животное? (композиция описания, сопоставление
научного и художественного описания)
II. Тренировочные занятия
Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе.
В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и
логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети
подходят к практической работе над выразительными средствами языка.
Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и
отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти
игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться
находить самые яркие образы и делиться с окружающими.
Знакомство с поэзией русских поэтов, литературной критикой .
. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как
понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурсы стихов, посвящѐнные планируемым темам.
"Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная
дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое
дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и
воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений,
подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности,
назидательность).
III. Активизация поисковой деятельности
младших школьников
Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы
и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания
стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.
Для поиска ярких эмоций используется природа. Экскурсии в осенний и зимний
парк помогают увидеть красоту природы, мимо которой часто проходишь, не замечая и
передавать свои мысли стихотворением. Выбор тем творческих проектов и презентаций,
работа над ними и защита перед аудиторией. Оформление и размещение детских работ в
школьном сайте, в СМИ.
Поэтическая гостиная – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей.
Практическая деятельность: работа над творческими проектами, создание
творческих папок, презентаций.
Планируемые результаты реализации программы.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа
поэтических произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства,
расширение лингвистический кругозора, развитие творческих способностей, повышение
языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ
исследовательского характера, сочинение собственных стихов – все это должно стать
результатом работы кружка.
К концу учебного года участники должны знать:
1. структуру стихотворения, выразительные средствах языка, правила чтения и
анализа стихотворений, особенности творчества русских поэтов.
Уметь:
2. представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать
стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим
участникам
3. анализировать поэтические художественные произведения;
4. создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
5. развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
6. владеть первичными навыками поисково-исследовательской деятельности;
7. владеть навыками творческой проектной деятельности;
8. защитить свою творческую работу;
9. поэтически воспринимать окружающий мир.
По окончании курса учащиеся научатся стилистически грамотно оформлять свои
высказывания под руководством учителя; активизируют свой словарный запас. А
практическая работа позволит использовать свои знания и представления о
сравнении, метафоре, олицетворении при анализе поэтических текстов классиков, а
также при творческих попытках поэтически выразить свои собственные мысли.
Лучшие работы будут опубликованы в печати и будут участвовать в конкурсах
разных уровней.
Тематическое планирование.
3 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количест Форма проведения
во часов
1
Поэзия и мы
1
2
Основы
стихосложения
4
Игра «Путаница»
Проект «О школе с любовью»
3
Русское народное
творчество.
Слова угасшей
старины.
3
Конференция
Проект
« Школьные загадки».
4
Времена года
6
Экскурсия «Моѐ село».
Проект «Осень-красавица»
5
Родная страна
праздники
7
Литературная гостиная Познавательный квест
«Моя Россия». «Новогодний калейдоскоп»
Проект. Виртуальная экскурсия «Дорога к
храму». Поэтическая гостиная.
6
Поэты-классики
5
Беседа, викторина. Просмотр и обсуждение
видеофильма. Литературный праздник.
7
И пробуждается
поэзия во мне.
8
Практикум, подготовка, выставка и защита
проектов, поэтический праздник.
и
Беседа
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Форма
Элементы содержания проведения
1
Поэзия и мы.
Воспоминание о лете.
Планирование учебной
и проектной
деятельности
Стихотворения русских Беседа
поэтов, авторские стихи
детей
Основы стихосложения
Средства художествен-
Кол-во дата
часов
1
23
Основы
стихосложения
Проект
«О школе с любовью».
Стихотворный размер.
45
Русское народное
творчество.
Загадки. Песенки.
Считалки. Проект
« Школьные загадки».
Ритм.
67
Времена года
Проект «Осенькрасавица»
Рифма.
ной выразительности.
Жанры лирических
произведений
Ритм,рифма, строфа,
Игра,
структура
проект
стихотворения. Игра
«Путаница» Знакомство
с литературной
критикой.
Произведения русского
фольклора, стихи детей.
Нахождение
выразительных средств
языка, рифмы. Игра «
Доскажи словечко»,
«По строчке»
Участие в беседе,
произведения русских
поэтов об осени, показ
презентации авторских
работ детей. Экскурсия
на природу.
Выделение языковых
средств
выразительности.
Участие в диалоге при
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения
Герой произведения,
тема, идея,
иллюстрация и ее роль
в понимании
произведения. Участие
в диалоге
2
2
Практикум,
Проект.
2
Экскурсия,
беседа, проект.
Беседа,
викторина.
1
Проект.
1
Конференция.
1
Просмотр презентации.
Чтение патриотических
стихотворений
Литературная
гостиная.
Познавательн
ый квест
«Моя Россия».
1
Подготовка выставки
стихов детей.
Проект,
подготовка
2
8
Поэты-классики
Я в гости к Пушкину
спешу…
Средства
художественной
выразительности.
Викторина.
9
И пробуждается
поэзия во мне.
Проект
«Усатые и хвостатые».
Настроение в стихах.
10
Чтение былин, мифов,
Русское народное
легенд.
творчество.
Слова угасшей старины.
Тема, идея
произведения.
11
Родная страна и
праздники
«Россия – Родина моя».
12
-
Родная страна и
праздники
выставки.
13
14
15
16
«Новогодний
калейдоскоп» Проект
И пробуждается
поэзия во мне.
Практикум.
И пробуждается
поэзия во мне.
Работа над темами
творческих проектов и
презентаций. Папка
проектов
Поэты-классики
И, кажется, вечор
бродил я в этих рощах
Авторское творчество
детей
Интонационный
рисунок произведений.
Паузы и логические
ударения.
Выразительное чтение
Особенности
Поэзии. Языковые
средства
выразительности
Практикум.
1
Практикум.
1
Знакомство с
особенностями
поэтического
мастерства
Литературная
гостиная
1
Чтение и написание
стихов о зиме
Экскурсия.
1
Особенности творчества
А. Фета.
Литературный
праздник
2
Творчество С. Есенина,
чтение, анализ.
Просмотр и
обсуждение
видеофильма.
2
Праздники на Руси
Пасха
Виртуальная
экскурсия,
проект.
2
Стихи А. С. Пушкина.
Чтение книг Пушкина
чтение и анализ своих
стихов.
17
18
19
20
21
Времена года
«Мороз и солнце!»
Экскурсия.
Поэты-классики
Это всё я, поэт-чародей.
Стихи и музыка.
Поэты-классики
А в сердце светит Русь.
Просмотр видеофильма
«Россия будущего».
Обсуждение.
22
23
Родная страна и
праздники
24
25
Дорога к храму Проект
Времена года
Весна, весна! И всѐ ей
радо!
Экскурсия, поиск
стихов о весне.
Сочинение стихов,
работа над проектами
Экскурсия,
практикум
2
26
27
Подготовка проектов
И пробуждается
поэзия во мне.
Как прекрасен этот мир!
Практикум,
подготовка
проектов
2
28
29
«Родная страна и
праздники
Этот День Победы!»
Экскурсия,
поэтическая
гостиная
2
Стихи ВОВ, посещение
школьного музея
30
31
32
33
34
Поэтическая гостиная.
Времена года
Здравствуй, лето!
Оформление проектов.
И пробуждается
поэзия во мне.
Подготовка выставки
детских работ,
проектов, презентаций.
И пробуждается
поэзия во мне.
Подготовка праздника.
Отбор проектов
Отбор лучших детских
работ, подготовка
выставки
Выставка детских
творческих проектов
Выступление перед
И пробуждается
аудиторией. Чтение
поэзия во мне.
Праздник «Проба пера» авторских стихов
Практикум,
подготовка
проектов
Практикум,
подготовка к
защите
авторских
проектов.
Выставка и
конкурс
детских
проектов
Праздник
Итого:
1
2
1
1
34ч
Формы контроля
Форма проведения
контроля
Сроки контроля
Объект контроля
1.Викторина
«Выразительные
средства языка»
Октябрь
2.Создание
собственных
стихотворений
Ноябрь
3.Выступление с
собственными
произведениями
Декабрь
6.Издание
стихотворений в
газете, выпуск и
защита творческих
проектов и
презентаций.
Апрель - май
Знание
выразительных
средств, умение
находить их и
заменять ими
«скучные» слова.
Знание структуры
стихотворения,
рифмы,
выразительных
средств языка и
умение применить
знания на практике
Умение выступать
перед публикой,
эмоциональное
чтение
Умение отбирать
свои лучшие работы,
оформление газеты,
работать над
творческим
проектом,
оформлять и
защищать его.
Форма
предъявления
результатов
контроля
Учащиеся получают
баллы за грамотные
ответы. Баллы
вносятся в таблицу
достижений
Обсуждение
результатов на
круглом столе
Оценивание работы
каждого ученика,
запись в таблицу
достижений
Показ лучших работ,
награждение
грамотами.
Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список использованной литературы для учителя:
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2006.
Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2008
Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2007.
Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 2002.
Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2008.
Ратникова М.С. Солнышко между строк». – М., 2009.
Эткинд Е. Разговор о стихах.
З. В. Климентовская «Уроки поэзии в начальных классах» М. «Владос»2010
Список использованной литературы для учащихся:
1. Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2005.
2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
3. Матвеева Т.В. От звука до текста. – Волгоград, 2009.
4. Список литературы.
5. 1. Атрашкевич Н. А., Михейкина Г. В. «Стихосложение как введение в мир поэзии»
(Нач. школа №8, 2003г.)
6. 2. Белянкова Н. М. «Лесные загадки Зимушки-зимы» (Нач. школа №3,2004г.)
7. 3. Григорьева М. Н. «Учимся сочинять загадки» (Нач. школа № 4, 2003г.)
8. 4. Ефимова О. С. «Минутки поэзии» (Нач. школа №4,2004г.)
9. 5.Казанцева Г. И. «И пробуждается поэзия во мне» (Нач. школа №8, 2002г.)
10. 6.Кузнецова Н. А. «Методика изучения основ стиховедения в начальной школе»
(Нач. школа №10,2003г.)