Мы твои друзья 4 класс

МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«МЫ – ТВОИ ДРУЗЬЯ»
для 4 класса
Срок реализации – 1 год

Хвастовичи, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» составлена в
соответствии
с
основными
положениями Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской
программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В.
Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ
внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А.
Горского (М.: «Просвещение», 2011).
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к
домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и
потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни,
готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как
представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к
домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа построена с учетом следующих принципов:
 доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей
познавательной деятельности детей;
 личностно-ориентированная направленность курса;
 актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных
ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
 линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет
последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся,
постепенно углубляя и усложняя их;
 деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная
направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и
эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим
школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для
каждого обучающегося.
Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития
мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые
младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных
учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в
рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений
человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков
общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками.
Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся
осваивать полученные знания.

4 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их
хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. Клубы любителей
животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Творческая работа.
Родословное древо собак. Как собаки появились в доме человека. История и причины
одомашнивания. История появления различных пород собак, их назначение. Различные
породы собак, особенности поведения, характера, привычек. Могут ли собаки
предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? Правила
выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Особенности организма собак.
Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего
самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых
и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в
выставках. Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для
собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящѐнная содержанию
животных. Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как
правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак от жестокого обращения.
Сопереживание,
сочувствие
и
содействие
животным.
Информационнобиблиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные
кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как
общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык»
животных. Звуковое общение. «Как кошка с собакой» — различия в поведении и
особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Кинологи, кто
они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и
дрессировки разных пород собак. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с
чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными
собаками. Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь.
Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать
о прививках собакам и кошкам? Заражение организма человека или животных паразитами
животной природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку.
Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков,
плакатов, фотографий, поделок. Коллективный проект «Верное и преданное сердце».
Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова
«Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес»,
Куприна «Белый пудель». «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиачаса «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны». Квест-игра «Мой
четвероногий друг».
Планируемые результаты
Программа «Мы твои друзья» направлена на достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних
животных (на примере собак и кошек);
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного
искусства, музыка и т.д.);

- осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним
животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к
домашним животным;
- формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с
происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при
выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель,
планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать
самооценку личных достижений;
- освоение элементарных приѐмов исследовательской деятельности: формулирование с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его
плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,
формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приѐмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники
информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов,
таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об
экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий
между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — расширение представлений о взаимосвязи человека и
домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых
для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных
(кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости
внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и
умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм
и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение видеть красоту и выразительность домашних
животных;
в сфере физической культуры — элементарные представления о значении
совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической
нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца).
Календарно — тематическое планирование
4 класс
№
п\п

1.

Наименование
раздела,
тема занятия

Всего
часов

Давайте
познакомимся!
Домашние
животные – кто

6

Содержание деятельности

Воспитательная
работа

Теоретическая часть
Практическая часть
занятия /форма
занятия /форма
организации деятельности организации деятельности
Инструктаж
по
технике Выполнение
заданий
в
безопасности.
рабочей тетради «Вместе
Беседа «Для чего нужна нам - лучше», ролевая игра
программа
«Мы
-твои «Давайте познакомимся»
друзья».
Физминутка «Зарядка для

Пробуждение
интереса
животнымкомпаньонам,

к

это?

Учебная презентация 1.1.
Давай познакомимся. Вместе
нам лучше
https://www.petschool.ru/materials

хвоста»
https://www.youtube.com/wat
ch?v=xao0QPDVxiQ
Проект «Священные
животные Египта».

осознание
тех
преимуществ,
которые
получает
человек, приобретая
домашнего питомца

2.

Почему люди
заводят
домашних
питомцев?

2

Беседа «Почему люди заводят
домашних питомцев»
Отрывки из фильма по сюите
К.Сен-Санса
«Карнавал
животных»:
https://www.youtube.com/watc
h?v=xY4i2OqUA4k

Викторина
«Карнавал
животных»
(рабочая
тетрадь №1-7 стр. 5-8)
Физминутка «Танец
маленьких утят»
https://www.youtube.com/wat
ch?v=hroHApWK578

Развитие понимания
родства человека с
миром
животных,
связях, которые их
объединяют,
важности бережного
отношения
к
природе.
сочувственного
отношения
к
бездомным
животным,
понимания того, как
можно им помочь.

3.

Как мы
появились в
твоем доме?
Мы очень
разные!

2

Беседа
«Про
наших
родственников. Как человек
нас приручил»
Учебная презентация 2.1. Как
мы
появились
в
доме
человека.
Знакомимся
с
родословным деревом кошек
и собак.
https://www.petschool.ru/materials

Рабочая тетрадь, стр. 14-19
Отрывок из мультфильма
«Кот, который гулял сам по
себе»:
https://www.youtube.com/wat
ch?v=h2P_kWj8bJQ

Развитие понимания
того, что не важно,
является ли животное
породистым
или
беспородным,
оно
способно подарить
своему
хозяину
нежность и любовь.

4.

Как грамотно
выбрать
питомца

3

Беседа «Как выбрать
питомца. Где взять питомца»
Учебная презентация: 2.2.
Как мы появились в доме
человека. Такие разные
собаки, такие разные кошки.
https://www.petschool.ru/materials
Встреча с кинологом или
представителями
приютов
для собак.

Рабочая тетрадь, стр. 24 –
25
Знакомимся с родословным
древом кошек
Профессии, связанные с
кошками и собаками:

Развитие понимания
того, что не важно,
является ли животное
породистым
или
беспородным,
оно
способно
подарить
своему
хозяину
нежность и любовь.

5.

Как мы
устроены, и
как за нами
ухаживать?

2

Беседа « Четыре лапы, хвост
и не только. Как мы
воспринимаем мир»
Учебная презентация 3.1. Как
мы устроены и как за нами
ухаживать. Четыре лапы,
хвост и не только
https://www.petschool.ru/materials
Учебная презентация 3.2. Как
мы устроены и как за нами
ухаживать.
https://www.petschool.ru/materials

Рабочая тетрадь, стр. 26-31
Обучающая игра: Школа
заботы о питомцах:
https://www.petschool.ru/about_program

Развитие понимания
важности
ответственного
отношения к
домашним
животным,
сочувственного
отношения к
бездомным
животным,
понимания того, как
можно им помочь.

6.

Школа для
животных: как
правильно
воспитывать
питомцев

4

Беседа по главам: Пойми
меня.
Наш
язык.
Как
разговаривать при помощи
позы.
Учебная презентация 4.1.
Школа для животных. Как
общаются животные.
https://www.petschool.ru/materials
Незнакомая собака- как
правильно себя вести.

Рабочая тетрадь, стр. 40-47
Работа в парах с
элементами тренинга
«Пойми меня!»

Игровое задание
«Озвучиваем фильм»

https://www.youtube.com/watc
h?v=hx7lo5-W9V4

Формирование
представлений об
основных
компонентах
регулярного ухода за
домашними
животными как
главной форме
проявления заботы и
любви о питомце.
Формирование
навыков безопасного
поведения при
встрече с
незнакомыми или
бездомными
животными.

7.

На приѐме у
Айболита.

5

Беседа по главам: Как ты себя
чувствуешь.
Поможет
ветеринар.
Мультфильм:
Доктор
Айболит
https://www.youtube.com/watc
h?v=dDRqhwHdpe8&list=PLY
ymTuJXocGLD_R7nAQhnoqAFWGa0Ovd

8.

Мы с тобой
друзья!

6

Беседа
«Удивительная Рабочая тетрадь, стр. 64-67
выставка»
Коллективный проект
Учебная презентация 6.1. Мы «Удивительная выставка»
с тобой друзья. Необычная
прогулка.
https://www.petschool.ru/materials

Развитие
представления о роли
домашних животных
в жизни человека,
важности бережного
и
уважительного
отношения
к
питомцам..

9.

Книги про
хвостатых и
усатых

3

Учебная презентация 6.2. Мы Рабочая тетрадь, стр. 68-80
с тобой друзья.
Книги про хвостатых и
усатых.
https://www.petschool.ru/materials

Развитие
эстетических
представлений
и
оценок, готовности
высказывать
свое
личное отношение к
произведению
искусства

Рабочая тетрадь, стр. 56-63
Практическая работа
«Невидимые, но опасные:
кого можно увидеть с
помощью микроскопа».
Ролевая игра «На приеме у
Айболита»
Конкурс плакатов «Важные
правила»

Формирование
представлений о том,
что забота о здоровье
питомца
является
одной
из
форм
проявления
ответственности его
хозяина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-48453-91-7-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».