МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по курсу внеурочной
деятельности
«Наука измерять»
Выполнила: учитель физики
Федотова Л.Т.
2022 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе образовательной
программы МКОУ «Хвастовичская СОШ» и программы внеурочной деятельности:
Н. Рюмкина: Наука измерять. Программа внеурочной деятельности по физике. 7 класс. ФГОС
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю в течение 1 четверти.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1 «Зачем мы измеряем?» (1 ч).
Основные понятия физики: физические явления, физическое тело, вещество. ТБ на
занятиях при работе с приборами. Что такое физические величины и для чего они нужны.
Измерение физических величин. Цена деления. Погрешности измерений. История мер длины
пространства, времени и массы. Создание метрической системы мер. Пространственные и
временные масштабы в природе. Кратные и дольные единицы. Самостоятельная работа
«Измерение физических величин».
Модуль 2 «Измерение размеров макротел» (3 ч).
Измерение длин. Вычисление площади плоских фигур и поверхностей тел правильной
геометрической формы. Определение малых линейных размеров физических тел.
Измерение объема жидкости с помощью измерительной мензурки и объемов тел
неправильной формы.
Оборудование: измерительная линейка, измерительная мензурка.
Практические работы 1—3:
• Определение объема тела правильной формы.
• Измерение размеров малых тел.
• Определение объема тела неправильной формы.
Модуль 3 «Измерение времени» (1 ч).
Единицы измерения времени. Приборы для измерения времени.
Оборудование: часы, секундомер, метроном.
Практические работы 4-5:
• Хронометраж работы сердца с помощью секундомера.
• Измерение времени метрономом.
Модуль 4 «Измерение массы тела» (2 ч).
Единицы измерения массы. Эталон массы. Рычажные и пружинные весы.
Оборудование: рычажные весы с разновесами, пружинные весы.
Практическая работа б:
• Измерение массы тела.
Модуль 5 «Измерение температуры» (2 ч).
Температура как физическая величина. Что значит измерить температуру тела. Виды
термометров.
Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, термометр комнатный
и уличный.
Практические работы 7-8:
• Определение температуры воздуха в кабинете и на улице.
• Определение температуры холодной и горячей воды.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые личностные результаты.
- сформировать у детей мотивацию к обучению.
- развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое
и творческоемышление.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации,в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
Познавательные:
- умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и
интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе вситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве
Обучающийся научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;Делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему неполучилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Планируемые предметные результаты.
освоенный обучающимися, в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для
каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в
основе современной научной картины мира.
Результаты освоения программы: участие в проектной и исследовательской деятельности,
расширение кругозора, логического мышления
1
№ занятия
№ п/п
4. Тематическое планирование
1
2
1
3
2
4
4
5
1
6
1
7
2
8
1
Тема
Вид деятельности
Модуль 1 «Зачем мы измеряем?» (1 ч).
Техника безопасности. Участвуют в беседе. Высказывают
Физические величины. свое мнение. Знакомятся с ТБ при
работе с физическими приборами.
Измерение
физических величин
Метрическая система
мер
Модуль 2 «Измерение размеров макротел» (3 ч).
Измерения с помощью
Работают с предложенными
линейки
геометрическими фигурами по
определению их площадей,
предлагают способы измерения.
Практическая работа
Выполняют практическую работу
№1 «Определение
«Определение объема тела
объема тела
правильной формы»
правильной формы»
Практическая работа
Выполняют практическую работу
№2 «Измерение
«Измерение размеров малых тел»
размеров малых тел»
Модуль 3 «Измерение времени» (1 ч).
Практические работы
Участвуют во фронтальной беседе,
№ 4 «Хронометраж
высказывают свое мнение.
работы сердца с
Выполняют практические работы
помощью
«Хронометраж работы сердца
секундомера» и
с помощью секундомера» и «Изме№ 5 «Измерение
рение времени метрономом»
времени
метрономом»
Модуль 4 «Измерение массы тела» (2 ч).
Измерение массы
Участвуют во фронтальной беседе.
Высказывают свое мнение
Практическая работа № Выполняют практическую работу
6 «Измерение массы
«Измерение массы тела»
тела»
Модуль 5 «Измерение температуры» (2 ч).
Практическая работа № Участвуют во фронтальной беседе,
7 «Определение
высказывают свое мнение.
Форма
деятельности
Фронтальная
Фронтальная,
индивидуальная
Групповая
Групповая
Фронтальная,
групповая
Фронтальная
Групповая
Фронтальная,
групповая
№ занятия
9
2
температуры воздуха в
кабинете и на улице».
Практическая работа
№ 8 «Определение
температуры холодной
и горячей воды»
Мы научились
измерять
Выполняют практические работы
«Определение температуры воздуха
в кабинете и на улице»,
«Определение температуры холодной и горячей воды»
Участвуют во фронтальной беседе,
Фронтальная,
работают в группах, представляют
групповая
результаты групповой деятельности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
1
Техника безопасности. Физические величины.
Измерение физических величин. Метрическая система мер.
2
3
Измерения с помощью линейки
Практическая работа №1 «Определение объема тела
правильной формы»
4
Плановые
сроки
прохождения
Скорректированные
сроки
прохождения
Определение малых линейных размеров физических тел
Практическая работа №2 «Измерение размеров малых тел»
5
6
7
8
9
Практические работы № 4 «Хронометраж работы сердца с
помощью секундомера» и № 5 «Измерение времени
метрономом»
Измерение массы
Практическая работа № 6 «Измерение массы тела»
Практическая работа № 7 «Определение температуры
воздуха в кабинете и на улице». Практическая работа
№ 8 «Определение температуры холодной и горячей воды»
Мы научились измерять Рефлексия. Подведение итогов.
5.Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Лабораторное оборудование кабинета физики, соответствующие перечню лабораторных работ, 7-9
класса.
2.Микролаборатории по темам «Механика», «Оптика», «Электростатика», «Электродинамика»,
«Молекулярная физика».
3.Раздаточный материал по физике за курс 7-9 класса.
4.Дидактический материал по физике 7-9класса, авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон, издательство «Дрофа»,
М. 2018г.
5.«Сборник задач по физике 7 класс», авторы Д.А Артеменко, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебрацев,
издательство Москва «Просвещение», 2020г.
6.«Физика: полный курс. 7-11кл. мультимедийный репетитор (+СD), автор Н.В.Манько, 2011г.
Издательство «Питер».
7.Интерактивная доска, которая используется при объяснении нового материала и закреплении.
8.Программно-аппаратный комплекс AFS инновационный школьный практикум.