МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
6 класс
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для 6 классов разработана на основе программы формирования психологического
здоровья школьников
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе ( 6 классы)». - М.:
Генезис, 2017.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,
требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего
образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной
программой по психологии.
Рабочая программа рассчитана на 0,25 учебного часа в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
занятия
1
2
3
4
5
Наименование
Формы организации
разделов и тем
Тема 1. Ведение в мир психологии
Зачем человеку
Лекция, дискуссия,
занятия
развивающая игра
психологией?
Тема 2. Я - это Я
Кто я, какой я? Я Лекция, дискуссия,
– могу!
развивающая игра,
Я нужен!
работа со
сказкой/рассказом
Виды деятельности
Слушание объяснений педагога.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
творческого/интеллектуального
задания, игра .
Слушание объяснений педагога.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Выполнение
творческого/интеллектуального
задания, игра
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
Чувства бывают Лекция, дискуссия,
Слушание объяснений педагога.
разные
развивающая игра,
Слушание и анализ выступлений
Стыдно ли
работа со
своих товарищей. Выполнение
бояться?
сказкой/рассказом
творческого/интеллектуального
задания, игра
Тема 4. Я и мой внутренний мир. «Кто в ответе за мой внутренний мир»
Каждый видит
Лекция, дискуссия,
Слушание объяснений педагога.
мир и чувствует развивающая игра,
Слушание и анализ выступлений
по – своему
работа со
своих товарищей. Выполнение
сказкой/рассказом
творческого/интеллектуального
задания, игра
Тема 5. «Я и Ты». Ценности и их роль в жизни человека
Трудные
Лекция, дискуссия,
Слушание объяснений педагога.
ситуации могут
развивающая игра,
Слушание и анализ выступлений
научить меня
работа со
своих товарищей. Выполнение
сказкой/рассказом
творческого/интеллектуального
задания, игра
6
7
8
Тема 6. Агрессия и еѐ роль в развитии человека
В трудной
Лекция, дискуссия,
Слушание объяснений педагога.
ситуации я ищу
развивающая игра,
Слушание и анализ выступлений
силу внутри
работа со
своих товарищей. Выполнение
себя, и она
сказкой/рассказом
творческого/интеллектуального
обязательно
задания, игра
найдется
Тема 7. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
Нужно ли
Лекция, дискуссия,
Слушание и анализ выступлений
человеку
развивающая игра,
своих товарищей. Выполнение
меняться?
работа со
творческого/интеллектуального
сказкой/рассказом
задания, игра
Заключительное
Игра
Подведение итогов, игра
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Планируемые личностные результаты
1. Формирование психологического здоровья;
2. Выполнение возрастных задач развития;
- Планируемые метапредметные результаты
1. Умение осуществлять свою деятельность:
• определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи,
расширять познавательные интересы;
• рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации
поставленных задач;
• оценивать свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и
условий, корректировать в соответствии от ситуации;
• оценивать правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся
возможности ее достижения;
• уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять
осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
2. Умение работать в коллективе:
• организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и
одноклассниками, сотрудничать;
• эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
• согласовывать свои мотивы и позиции с общественными;
• находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
• проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
• выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое
мнение.
3. Умение осуществлять познавательные действия:
• определять суть понятий, обобщать объекты;
• находить аналогии; • устанавливать причинно-следственные связи;
• выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы.
4. Наличие коммуникативных умений:
• уметь вести диалог;
• с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли,
потребности;
• поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него
свои мысли и доводы;
• иметь развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех
сферах своей деятельности.
- Планируемые предметные результаты
1. Принятие ребенком самого себя и других людей;
2. Адекватное осознание ребенком своих и чужих достоинств и недостатков;
3. Умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить
жизненные планы;
4. Умение сделать выбор, готовность нести за него ответственность;
5. Формирование потребности в самоизменений и личностном росте;
6. Формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного
самоопределения (Л.И. Божович).
- Результаты освоения деятельности
1. Способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его
проявлению в гибком и адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром;
2. Повышение учебной мотивации и работоспособности;
3. Стабилизация внимания и памяти;
4. Снижение риска наркомании и алкоголизации.
Календарно-тематическое планирование 6 а, б класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Тема1. Введение в мир Психологии (1 ч.)
1
Зачем человеку занятия психологии? «Кто Я? Какой Я?
1
29.03.2023
Тема 2. Я - это Я (1ч.)
2
«Я – могу?» «Я – нужен!» «Я – мечтаю».«Я – это мой цели».
«Я – это мое детство». «Я – это мое настоящее и будущее
1
05.04.2023
1
12.04.2023
1
19.04.2023
1
26.04.2023
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои
чувства (1ч.)
3
«Чувства бывают разные». «Стыдно ли бояться?» «Имею ли
я право сердиться и обижаться?»
Тема 4. Я и мой внутренний мир. «Кто в ответе за мой
внутренний мир» (1ч.)
4
«Каждый видит мир и чувствует по - своему». «Кто в
ответе за мой внутренний мир?» «Любой внутренний мир
ценен и уникален».
Тема 5. «Я и Ты». Ценности и их роль в жизни человека
(1 ч.)
5
«Я и мои друзья» «Что такое одиночество?» Ценности и
жизненный путь человека
Тема 6. Агрессия и еѐ роль в развитии человека (1 ч.)
6
У меня появилась агрессия». «Агрессия во
взаимоотношениях между родителями и детьми». «Учимся
договариваться»
1
10.05.2023
Тема 7. Уверенность в себе и ее роль в развитии
человека (2 ч.)
7
«Зачем человеку нужна уверенность в себе?» «Источники
уверенности в себе».
1
17.05.2023
8
Тренинг «уверенность в себе»
1
24.05.2023
Список литературы
1. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
2. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
3. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
5. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г
6. Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
7. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г