МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 4 класса
Хвастовичи , 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвѐртого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в четвѐртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи
на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема
Предмет
изучения
1
Старинн
ая
женская
одежда
Содержание
научнопознавательног
о текста.
2
Старинн
ые
женские
головны
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
научно– составлять план, используя слова из текста;
познавательног – объяснять значения слов;
о текста.
– определять по описанию названия головных уборов;
Форма
проведения
занятия
Библиотечн
ый урок
Групповой
практикум
е уборы
Старинн
ая
мужская
одежда и
головны
е уборы
– приводить примеры современных головных уборов.
3
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
научнословаря;
познавательног – отвечать на вопросы по тексту;
о текста.
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название
предмета.
4
Жилище Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
крестьян научнословаря;
ской
познавательног – рассуждать и записывать своѐ мнение о различии
семьи на о текста.
между предметами;
Руси
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
5-6 Внутрен Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
нее
научнословаря;
убранств познавательног – письменно отвечать на вопросы;
ои
о текста.
– называть предметы печной утвари;
предмет
– работать с толковым словарѐм;
ы
– работать с толкованием слова;
обихода
– рассуждать и записывать своѐ мнение о
русской
предложенном выражении;
избы
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
7
История Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
посуды
научнословаря;
на Руси
познавательног – соотносить рисунок и его название;
о текста.
– работать с толковым словарѐм;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
8
Какие
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
деньги
научноВикипедии;
были
познавательног – называть опорные фразы, с помощью которых
раньше в о текста.
можно дать ответ на вопрос;
России
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Томат
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнѐздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнѐзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
Групповой
практикум
Экскурсия в
музей
Групповой
практикум
Викторина
Групповой
практикум
Групповой
практикум
10
Болгарск Болгарский
ий перец перец.
11
Картофе
ль
Картофель.
12
Баклажа
н.
Семейст
во
Паслѐно
вые
Баклажан.
13
Лук
Лук.
14
Капуста
Капуста.
15
Горох
Горох.
16
Грибы
Грибы.
17
Творчес
По выбору.
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслѐновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
кая
работа
18 Потреби
-19 тельская
корзина
20
Прожито
чный
миниму
м
21
Инфляци
я
22
23
Распрода
жи,
скидки,
бонусы
24
Благотво
рительно
сть
25
Страхов
ание
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для четвероклассника
потребительско уровне, что такое «потребительская корзина»;
й корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трѐх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно использовать
прожиточного
термины «прожиточный минимум», «минимальный
минимума.
размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
Акции,
– Понимать значение и правильно использовать
распродажа,
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
скидки,
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
бонусы,
«кешбэк»;
кешбэк.
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворитель – Понимать значение и правильно использовать
ность.
термины «благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды
– Понимать значение и правильно использовать
страхования.
термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Самостоятел
ьная работа
Групповой
практикум
Деловая
игра
Групповой
практикум
Диспут
Групповой
практикум
Деловая
игра
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Блок «Математическая грамотность»
26
В
бассейне
Расписание
занятий,
– Анализировать расписание занятий с целью
определения свой занятости;
Групповой
выгодная
покупка.
27- Делаем
28 ремонт
29
Праздни
чный
торт
30
Обустра
иваем
участок
31- Поход в
32 кино
33
Отправл
яемся в
путешес
твие
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта, – Понимать, что такое «смета»;
расчѐт
– решать задачи на расчѐт количества необходимого
стоимости
материала для ремонта кухни;
строительных
– решать задачи на расчѐт стоимости необходимого
материалов.
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
Рецепт торта,
– Работать с таблицами;
задачи на
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
тройку величин – определять, какие продукты выгоднее купить для
«цена,
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
количество,
приготовление торта;
стоимость».
– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
обустройство
– находить площадь и периметр участка и построек на
участка,
нѐм;
площадь и
– решать задачи с тройкой величин «цена,
периметр
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Находить заданные временные промежутки с
поход в кино.
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Находить заданные временные промежутки с
путешествие.
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Групповой
практикум
Экскурсия
Экскурсия
Творческая работа
34
Составля
ем
словарик
по
финансо
вой
грамотн
ости
Понятия по
финансовой
грамотности,
изученные в 14 классах.
– Понимать значение и правильно использовать
финансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Проект