Рабочая программа ИЗО 4 класс

МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс

Составитель:
Богачева Ю.Е.

2023 г.

Содержание
«Перспектива»:

курса

Пояснительная записка
сопровождается
учебно-методическим

комплектом

1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс. Москва
«Просвещение», 2016
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
Курс рассчитан на на 34 учебных часа. Урок проводится 1 раз в неделю.
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса












Личностные:
будут сформированы основы художественной культуры:
представление о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение
к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощѐнных в искусстве, отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве,
любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших,
ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьѐтся трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,
диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество»,«родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом», разовьѐтся принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Метапредметные:

Регулятивные
Обучающийся научится:
 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
 соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения рисунка с
текстовым планом;

1



составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов
и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
 осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
 контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового
плана;
 оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики
«Вопросы юного художника»: ставить цель, обсуждать и составлять план,
распределять роли, проводить самооценку;
 воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Обучающийся научится:
 находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов и иллюстраций;
 использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
 выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
 высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
 проводить анализ рисунка и реальных объектов по заданным критериям, выделять
существенные признаки;
 сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных
учебнике;
 выделять информацию из текстов учебника;
 использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
 использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической
деятельности.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
 задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении рисунка;
 слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
 выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
 выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:
 приводить аргументы и объяснять свой выбор;
 вести диалог на заданную тему;
 соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие
аргументы.
Предметные
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
2

специфику;
 эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
 приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
 Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
 видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной
графики;

3



выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Обучающийся научится:
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим
вкусам и мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своѐ отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут
базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность
за другого человека;
- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации;
- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы
изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других
народов;
- позитивная самооценка и самоуважение;
- основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового
образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного
искусства;
- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;

4

- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и
художественно-продуктивной деятельности;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого
замысла;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и
других людей;
- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- - преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного
творческого замысла;
- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать произведения искусства;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной
деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного
конструирования, декоративно-прикладного искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих
заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в
контролируемом пространстве Интернета;
- устанавливать аналогии;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и
символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и
другим визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной
выразительности;

5

- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о
современных событиях культуры;
- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью
инструментов ИКТ;
- соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по
различным средствам выразительности;
- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной
форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между
людьми;
- продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о
результатах индивидуального и коллективного творчества;
- контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями
других участников и понимать важность совместной работы;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию
другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора
художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою
позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства
(монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения
других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- применять полученный опыт творческой деятельности при организации
содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Обучающийся научится:
- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и
понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности
восприятия художественного произведения - художник и зритель;

6

- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в
изображении портретов людей разного возраста;
- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они
выполнены;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство);
- выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного
произведения;
- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними;
- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного
языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и
выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с
помощью интернет-ресурсов;
- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения
замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных
работ;
- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для
воплощения замысла;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в
быту;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать
основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
характерные черты внешнего облика;
- пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;

7

- использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства
выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя
линии, пятно и штрих;
- изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в
пространстве;
- пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более
сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы,
геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных
условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
- передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и
техниками графики, рисунка и живописи;
- осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время
суток и года;
- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
- владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную
краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных
композиций на заданные темы;
- создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе
сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
- создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство?
Обучающийся научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников,
подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками;
фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
- любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
- узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
- выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и
орнаментами жилище, одежду;
- создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая
картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
- передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах
живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
- передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое
отношение;
- изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.

8

- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах
мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь
родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
2. Содержание учебного предмета, курса
Виды художественной деятельности.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, мелки и т.д.
Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор
средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота животных и человека, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон –
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки Декоративно-прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и Декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит
искусство?

9

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и ассиметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами
цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные, спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих,
пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д. ).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма
элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении
природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи
разных географических широт. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в
природе: птичьи гнезда, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и др.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И.
Шишкин, Н. К. Рерих и др.).

Знакомство
с
несколькими
наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных
народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
10

презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией. Цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации,
компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, глины, подручных и
природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3.

Тематическое планирование

В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» представлен в обязательной части
образовательной области «Искусство». Тематическое планирование представлено
базовым вариантом, который обеспечивает предметную подготовку, достаточную для
продолжения образования.
Тематическое планирование представлено базовым вариантом, который обеспечивает
предметную подготовку, достаточную для продолжения образования.
В том числе согласно программе воспитательной работы МКОУ «Хвастовичская средняя
школа»: Модуль «Школьный урок»

Тематическое планирование
№

1

Наименование
темы/раздела
Восхитись

Все
го
час
ов
11ч

Прак.р.

В том числе
Проекты
Проект:

Модуль «Школьный
урок»
1ч. Экскурсия в музей

11

вечно живым
миром
красоты.

2

Любуйся ритмами в
жизни природы и
человека.

14ч

4

Восхитись
созидательны
ми силами
природы и
человека.

9ч

1ч.Прием уподобления.
Зарисовки силуэтов
старинной мужской
одежды, поиск эскизов
к сказке С. Маршака
«Двенадцать месяцев»
1ч. «Недаром помнит
вся Россия про день
Бородина…».
Иллюстрация
стихотворения
М. Лермонтова
«Бородино».

«Красуйся,
красота,
цветам
лазоревым
Проектная
работа:
сюжетнотематическая
композиция
«Богатыри
земли
Русской».

«Народный костюм.»
по

1 ч Урок-игра
«Волшебный
карандаш»

Проект
1ч.Урок-викторина
«Экологический «Знатоки искусства»
коллаж»

Оценочные средства(оценочные материалы) и методические материалы.
Класс/ Программа
Перечень используемых
Перечень используемых
оценочных
методических материалов
средств(оценочных
материалов) КИМЫ
1/ Рабочая программа
1 Шпикалова Т. Я. Изобразительное
1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Изобразительное искусство

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р. (УМК

«Перспектива» - М.:
Просвещение,2011 г.)

2/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р. (УМК

«Перспектива» - М.:
Просвещение,2011 г.)

3/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р. (УМК

«Перспектива» - М.:
Просвещение,2011 г.)

Макарова Н. Р. и др. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 1 класс.
Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.

искусство. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.
2. Шпикалова Т. Я. Методическое
пособие к учебнику Изобразительное
искусство 1 класс. – М.,
Просвещение, 2016.

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,

1 Шпикалова Т. Я. Изобразительное

Макарова Н. Р. и др. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 2 класс.
Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.

искусство. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.
2. Шпикалова Т. Я. Методическое
пособие к учебнику Изобразительное
искусство 2 класс. – М.,
Просвещение, 2016.

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,

1 Шпикалова Т. Я. Изобразительное

Макарова Н. Р. и др. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.
Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.

искусство. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.
2. Шпикалова Т. Я. Методическое
пособие к учебнику Изобразительное

12

искусство 3 класс. – М.,
Просвещение, 2016.

4/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р. (УМК

«Перспектива» - М.:
Просвещение,2011 г.)

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р. и др. Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.

1 Шпикалова Т. Я. Изобразительное
искусство. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2016.
2. Шпикалова Т. Я. Методическое
пособие к учебнику Изобразительное
искусство 4 класс. – М.,
Просвещение, 2016.

13

Приложение
Проверка и оценка результатов обучения по изобразительному искусству.
Критерии оценивания
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися
произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических
заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание
художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по
изобразительному искусству. Отметка по изобразительному искусству должна быть
стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент
оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских
рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При
оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку
следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на
различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце
урока. Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из:
возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов
творчества в рисунке.
С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе
учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку
(отметку).
Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке
изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед
учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы
школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!)
успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны
касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»).
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках изобразительному
искусству:

1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы:


осмысление темы и достижение образной точности;



импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;



оригинальность замысла.

3. Композиция


знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;



органичность и целостность композиционного решения.

14

4. Рисунок


владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения
работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта,
выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством
светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений
при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:



степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический
рисунок);



умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира
через трансформацию природных и искусственных форм.

1. Цветовое решение


знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его
зрительного восприятия;



умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.

2. Техника исполнения


умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка,
штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;



владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;



использование современных материалов;



наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль, за выполнением Рабочей программы, осуществляется по следующим
параметрам качества:

1. степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2. характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3. качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется
следующими критериями:


качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;



степень самостоятельности;



уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный).



Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на
уроке, его творческим находкам.

15

Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа
выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные
ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить
ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном
стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно
и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-48453-91-7-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».