МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
7-8 классы
Составитель:
Богачева Ю.Е.
2023г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный
труд» составлена на основе следующих документов:
1. ООП ООО МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа».
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы : пособие для учителя общеобразоват. учреждений
/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М. : Просвещение, 2011.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю: 7кл.-1час., 8кл.-1час.) 34
рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным
графиком.
В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7
класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б.
М. Неменского – 5-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 175 с.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
7 класс.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной
оценки;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного
мышления человека;
-формирование способности к целостному художественному восприятию мира.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на
историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об
их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на
библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию
или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг
(И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский);
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных.
Ученик получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять
их произведения живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведениям искусства;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве
и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
- композиции на определенную тему;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира.
8 класс.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
- овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и
понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры различать
образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов
при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг
– цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икебаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева (София Киевская.
Фрески. Мозаики);
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля;
- характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение
иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке;
- отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко.
Ученик получит возможность научиться:
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII – XIX веков;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры
модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты
из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной
плоскости и в пространстве;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века
(Модерн.Авангард. Сюрреализм);
- характеризовать стиль модерн в архитектуре (Ф.О. Шехтель. А. Гауди);
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
7 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в
семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным
искусством. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов
любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль
архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом
определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в
формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до
машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной
среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах
архитектурного и дизайнерского творчества.
Часть 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создаѐт человек. Художник — дизайн —
архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8 ч)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн
и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа
реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приѐмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия,
динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные
формы
графического
дизайна,
его
художественно-композиционные,
визуальнопсихологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в
хаос!» Объѐмно-пространственная и плоскостная композиции. Основные типы композиций:
симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и
динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции
(все вариации рассматриваются на примере упражнений с простейшими форма упражнений с
простейшими формами — прямоугольники, квадраты).
Прямые линии и организация пространства.
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественноэмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущѐнность. Прямые линии:
соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная
осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов,
порождающая новый образ.
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые
пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального
цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта,
«архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание
печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образноинформационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного
расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и
изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги,
журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
(8ч)
От плоскостного изображения — к макетированию объѐмно-пространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объѐм
в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция
объѐмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных
технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное
звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное
макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая
структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в
вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в
дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и
дизайне.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как
схематического изображения объѐмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция
пятен и линий как чертѐж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного
изображения объѐмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр
и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых
линий. Конструирование их в объѐме и применение в пространственно-макетных композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа
местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного
цвета.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление
простых объѐмов, образующих дом. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный
характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и
целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа
эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных,
наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие
главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также
арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете архитектурного
объекта.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ
времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объѐмов.
Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного
и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Задания: выполнение
аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового».
Форма и материал.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она
будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных
корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние
цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи
от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального
цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие
цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового
пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния
различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека. (12ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От
шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры
и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических
возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на
образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства —
основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в
обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе.
Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.
Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и
имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и
развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития
образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной
культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура.
Частный дом.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая,
свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность.
Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в
конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая,
свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность.
Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в
конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи
между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды:
устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.),
киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора
вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские
детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал,
офис, школа и пр.).
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Технология макетирования путѐм введения в технику
бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и
т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоѐм, дорога, газон и т. д.).
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объѐмно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные
параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе
коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование. (6 ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно- личностное
проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного
дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как
параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причѐска, одежда и
аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной
персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя
дом.
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их
архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на
различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой
дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Интерьер, который мы создаем.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционностилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера
(мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной
комнаты. Способы зонирования помещения.
Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй.
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской
усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр.
Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки,
скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое
другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в
интерьере.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды.
Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и
манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Встречают по одежке.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или
казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде.
Стереотип и кич.
Автопортрет на каждый день.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж
дневной,вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на
рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж
как мода. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности,
объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело
(или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения
и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального
поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидждизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого
облика.
Моделируя себя - моделируешь мир.
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж,
создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Тематическое планирование
1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
8ч
2. В мире вещей и зданий 8 ч
3. Город и человек. 12 ч
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры 6 ч
Итого 34 ч
В том числе согласно программе воспитательной работы МКОУ «Хвастовичская средняя
школа»:
№п
/п
1
2
3
4
Раздел
Модуль «Школьный урок»
Кол-во
ч
Художник – дизайн –
Урок-игра «Многообразие форм графического
архитектура. Искусство
дизайна».
композиции – основа
дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий.
Урок-игра «Роль цвета в формотворчестве».
Художественный язык
конструктивных искусств.
Город и человек.
Проект «Замысел архитектурного проекта и его
Социальное значение
осуществление».
дизайна и архитектуры в
жизни человека.
Человек
в
зеркале Проект «Композиционно-конструктивные
дизайна и архитектуры. принципы дизайна одежды».
1
1
3
1
Образ
жизни
индивидуальное
проектирование.
и
8 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. (34ч)
Часть 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах. (8ч)
Театр и кино – синтетические искусства. Визуально-эстетическая общность театра и кино
с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел
одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его
художественное решение перестает быть делом только одного художника. Восприятие
спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым
многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного
творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды
различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного
компонента.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств.
Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера.
Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль
художника в содружестве драматурга, режиссѐра и актѐра в спектакле. Коллективность
творчества — основа синтетических искусств.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник
Актѐр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль
сценографии и художника в театре. Сценография — элемент единого образа спектакля.
Оформление живѐт только через актѐра, благодаря его игре. Природа актѐрской игры и основы
актѐрского искусства. Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции
художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального
макетирования.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного
творчества.
Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи
театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего
облика актѐра (т. е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного
оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и
др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического
материала — основа режиссѐрского и сценографического решения спектакля. Условность
художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в
жизни от вещи на сцене. Основы режиссѐрско-сценографической и актѐрской грамоты.
Сценография искусство и производство.
Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического
воплощения. Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает
художник. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля.
Цветосветовая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу.
Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые
специальности дизайна сцены.
Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если
бы».
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и
причѐски от сценических. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных
зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии.
Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях. Внешнее
и внутреннее перевоплощение актѐра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не
сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актѐрского
перевоплощения.
Привет от Карабаса - Барабаса! Художник в театре кукол.
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа
персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол на уроке. Игра с
куклой — форма актѐрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.
Третий звонок. Спектакль – от замысла к воплощению.
Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной
репетиции и премьеры. Важнейшая роль зрителя как участника спектакля.
Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная
значимость. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Творческие
упражнения и этюды — эффективная форма развития театрального сознания учащихся.
Часть 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий. (8ч)
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и
способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и
композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности.
Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и
поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно,
входит. Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными
средствами. Общность и различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как
информационно-художественный и историко-документальный фиксатор нашей жизни. Краткая
история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила
творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию
одним движением пальца на фотоаппарате. Сегодняшняя доступность фотоаппарата не
гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и
знанием операторской фотограмоты. Освоение основ художественно-съѐмочной культуры в
форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение
реальности.
Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей
образной специфики и языка. Фотография — новое изображение реальности, новое
соотношение объективного и субъективного. История фотографии: от дагерротипа до
компьютерных технологий. Фотографическое изображение — не реальность, а новая
художественная условность, несмотря на своѐ внешнее правдоподобие. Центральное положение
темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение
фотографирующего.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение
видеть и выбирать.
Опыт изобразительного искусства — фундамент съѐмочной грамоты. Композиция в
живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора — основа операторского
мастерства. Практика фотокомпозиции и съѐмки: выбор объекта и точки съѐмки, ракурс и
крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии.
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
Свет — средство выразительности и образности. Фотография — искусство светописи,
когда свет является не только техническим средством, а еѐ изобразительным языком.
Операторская грамота съѐмки фотонатюрморта. Роль света в выявлении формы и фактуры
вещи.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Образные возможности цветной и чѐрно-белой фотографии. Световые эффекты и
атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход) как объект съѐмки. Цвет в живописи и
фотографии (авторски сочинѐнный и природно-фиксирующий). Графическая природа чѐрнобелой фотографии. Фотопейзаж — хранилище визуально-эмоциональной памяти об увиденном.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение
конкретного человека? Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное
при передаче характера человека в фотографии. Операторская грамота репортажного
фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съѐмки, передача эмоциональнопсихологического состояния и др. Практика съѐмки постановочного портрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлѐнных мгновений истории
общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа. Методы работы над
событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съѐмка с отвлечением и др.
Семейная фотохроника (альбом или электронная презентация) — история в родных лицах,
запечатлѐнная навсегда память о близких. Операторская грамота фоторепортажа:
оперативность съѐмки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др.
Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная
трактовка.
Фотография — остановленное и запечатлѐнное навсегда время. Правда и ложь в
фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации
(СМИ). Возможности компьютера в обработке фотографического материала. Значение
фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных
возможностей или фальсификация документа?
Часть 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12ч)
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения,
задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещѐ и актѐрская игра). Условность
изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и
возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития
кинематографа, приходом в него звука и цвета). Специфика работы художника-постановщика в
игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. Единство
теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино.
Кино — синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное
изображение. Экранное изображение — эффект последовательной смены кадров, их
соединение — т. е. монтаж, который рождает экранный образ, придаѐт смысл изображаемому и
является языком кино. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от Великого немого до прихода в
кинематограф звука и цвета.
Художник, режиссѐр, оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
Коллективность художественного творчества в кино. Художническая роль режиссѐра и
оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художникапостановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в
картинках».
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трѐх аспектах:
сценарном, режиссѐрском и операторском. Значение сценария в создании фильма. Сценарий —
литературно-текстовая запись будущего фильма. Раскадровка — изобразительная запись
(покадровая зарисовка) фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов.
Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съѐмки со схематическими
зарисовками — наилучшая сценарная форма для любительского видео.
Воплощение замысла.
Художническая природа режиссѐрско-операторской работы в создании фильма. Искусство
видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке (или читать еѐ на экране) — основа
зрительской и творческой кинокультуры. Образ как результат монтажного соединения планов.
Азбука композиции кинослова и кинофразы. Последовательный и параллельный монтаж
событий. Организация действия в кадре — главная задача режиссѐра.
Чудо движения: увидеть и снять.
Азы операторского мастерства при съѐмке кинофразы. Умение оператора «монтажно»
мыслить и снимать. Замысел и съѐмка. Опыт фотографии — фундамент работы кинооператора
(точка съѐмки, ракурс, крупность плана, свет). Техника съѐмки камерой в статике и в движении.
Влияние хронометража на ритм и восприятие происходящего на экране.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник
больше, чем художник
Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую
информацию и безудержную фантазию. Многообразие жанровых киноформ: от большого
«метра» игровых блокбастеров (популярный и успешный в финансовом смысле фильм) до
мини-анимаций или видеоклипов. История и специфика рисованного фильма, его эволюции от
«мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью
режиссѐра.
Живые рисунки на твоѐм компьютере.
Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения
или любительского видео. Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их
создания, актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.). Технология
создания и основные этапы творческой работы над анимационными мини-фильмами. Значение
сценарно-режиссѐрских и художнически-операторских знаний дляпостроения сюжета и
монтажа анимационной кинофразы. Роль звукового оформления и типичные ошибки при
создании звукоряда в любительской анимации.
Часть 4. Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. (6ч)
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как
главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного
общества и каждого человека. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и
множество функций телевидения — просветительская, развлекательная, художественная, но
прежде всего информационная. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации,
транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само
оно является новым видом искусства. Специфика телевидения — это сиюминутность
происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт
документального репортажа — основа телеинформации. Принципиальная общность
творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до
репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда
жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением
фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию. Сила
художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в
репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и
неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость
овладения молодѐжью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения —
от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни. Позитивная и
негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение —
мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества
потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Визуальнокоммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций
современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его
доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический
манипулятор. Художественный вкус и культура — средство фильтрации и защиты от
пошлости, льющейся с телеэкрана. Интернет — новейшее коммуникативное средство,
активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе
создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и
необходимость зрительской и творческой телеграмоты для современных школьников.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от
видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая
в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа
телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и
телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики. Задания:
выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу
телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения
на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие состав репортажной съѐмочной
телегруппы, еѐ творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Кинонаблюдение — основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения —
основное средство изображения события и человека в документальном фильме и
телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности — главное содержание
телеинформации. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре — основная
задача авторов-документалистов. Средства достижения правды на телеэкране и в собственных
видеосюжетах. Фиксация события — пусть долгая и кропотливая съѐмка, но не инсценировка.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного
языка.
Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным. Анализ эволюции
выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до
видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики сюжетно_изобразительного построения и монтажа
видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или
текстовой фабулы. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного
сознания и творческой видеодеятельности молодѐжи в интернет-пространстве.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы).
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. Позитивная и
негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение —
регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты
масскультуры. Экран — не пространство культуры, а кривое зеркало, отражающее пошлость и
бездуховность. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — путь
духовно-эстетического становления личности. Искусство — зритель — современность.
Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя. Лучше ли
модный фильм простого рисунка оттого, что он создан при помощи компьютера? Никакая
новая технология в искусстве не отменяет художественные произведения своих
предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет художественные
достижения кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное
искусство бессмертно. Оно — вечный спутник человека на дороге длиною в жизнь.
Тематическое планирование
1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 8 ч
2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технологии. 8 ч
3. Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 10 ч
4. Телевидение - пространство культуры? Экран – искусство - зритель.8 ч
Итого 34 ч
В том числе согласно программе воспитательной работы МКОУ «Хвастовичская средняя
школа»:
№п
/п
1
2
3
4
Раздел
Модуль «Школьный урок»
Кол-во
ч
Художник и искусство
Проект «Художник в театре кукол».
театра. Роль изображения
в синтетических
искусствах.
Эстафета искусств: от
Урок-игра «Фотография и компьютер».
рисунка к фотографии.
Эволюция
изобразительных искусств
и технологий.
Фильм – творец и зритель. Проект «Искусство анимации, или Когда
Что мы знаем об
художник больше, чем художник».
искусстве кино?
Телевидение
– Проект «Искусство – зритель - современность».
пространство культуры?
Экран – искусство –
зритель.
2
1
3
1
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы.
Класс/ Программа
Перечень используемых
оценочных средств (оценочных
материалов) КИМЫ
Перечень используемых
методических материалов
6/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Неменский Б.М., Неменская
Л.А., Горяева Н.А., Питерских
А.С. (УМК «Перспектива» М.: Просвещение,2011 г.)
«Изобразительное искусство.
Искусство в жизни человека.
Методическое пособие. 6 класс»
под редакцией Б.М. Неменского.
7/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Неменский Б.М., Неменская
Л.А., Горяева Н.А., Питерских
А.С. (УМК «Перспектива» -
Г.Е. Гуров, А.С. Питерских.
«Изобразительное искусство.
Дизайн и архитектура в жизни
человека. Методическое пособие.
7 класс» под редакцией Б.М.
М.: Просвещение,2011 г.)
8/ Рабочая программа
Изобразительное искусство
Неменский Б.М., Неменская
Л.А., Горяева Н.А., Питерских
А.С. (УМК «Перспектива» М.: Просвещение,2011 г.)
Неменского
Приложение
Проверка и оценка результатов обучения по изобразительному искусству.
Критерии оценивания
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися
произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических
заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание
художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по
изобразительному искусству. Отметка по изобразительному искусству должна быть
стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент
оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских
рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке
детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с
положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах
урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как
один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей
деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке.
С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе
учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку).
Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке
изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед
учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы
школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!)
успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться
личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»).
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках изобразительному искусству:
1.
Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих
работ.
2.
Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение образной точности;
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
оригинальность замысла.
3.
Композиция
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
органичность и целостность композиционного решения.
4.
Рисунок
владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного
выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого
объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема
посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных
отношений при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
степень сходства изображения с предметами реальной действительности
(реалистический рисунок);
умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего
мира через трансформацию природных и искусственных форм.
1.
Цветовое решение
знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и
основ его зрительного восприятия;
умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
2.
Техника исполнения
умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла:
точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного
искусства;
использование современных материалов;
наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль, за выполнением Рабочей программы, осуществляется по следующим
параметрам качества:
1.
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2.
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3.
качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется
следующими критериями:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого
ребенка на уроке, его творческим находкам.
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно
применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и
творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные
ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить
ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической
последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими
знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.