1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов составлена
на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с
изменениями от 29.12.2014г. № 1645;от 31.12.2015г. № 1578 и от 29.06.2017г. № 613);
Примерная образовательная программа среднего общего образования по физической
культуре;
Программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11
классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2008 г).
Учебный план МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Положение о рабочей программе МКОУ «Хвастовичская средняя
общеобразовательная школа»;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 28.12.2018г. № 345 (с последующими изменениями).
Целью образования в области физической культуры в средней школе является
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных способностей;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления
здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических
процессов и свойств личности.
Данная программа рассчитана на 204 часа (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в
соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Предметная линия учебников: В.И. Лях Физическая культура 10 - 11 классы. М.
Просвещение, 2015
2. Планируемые
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к
занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления
культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления,
физических, психических и нравственных качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
•
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий
и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование
в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-
оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
Познавательные УУД:
понимание физической культуры
как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
Коммуникативные УУД:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
Регулятивные УУД:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий
и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
Познавательные УУД:
формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
Регулятивные УУД:
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
Коммуникативные УУД:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
Регулятивные УУД:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации
и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
•выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
В результате изучения физической культуры учащийся должен:
Знать/понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной
направленности.
Уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры, композиции ритмической аэробной
гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использование
разнообразных средств передвижений;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий
физической культурой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в ВС РФ;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного
отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа
жизни.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и
принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья
человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных форм занятий физической
культурой и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и
соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической
культурой.
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в
России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских
играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике
безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических
качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических
качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила
планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств
личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Характеризовать Олимпийские игры древности как явления культуры, раскрывать
содержание и правила соревнований. Определять цель возрождения олимпийских игр,
объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении
олимпийского движения. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения в
дореволюционной России, характеризовать историческую роль А.Д. Бутовского в этом
процессе. Объяснять и доказывать, чем знаменателен советский период развития
олимпийского движения в России. Объяснять причины включения упражнений из базовых
видов спорта в школьную программу по физической культуре. Определять основные
направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое направление
каждого из них. Определять пеший туристский поход как форму активного отдыха,
характеризовать основы его организации и проведения. Руководствоваться правилами
профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее
нарушения и коррекцию. Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием основных
физических качеств и основных систем организма. Регулировать физическую нагрузку и
определять степень утомления по внешним признакам. Планировать самостоятельные
занятия физической подготовкой, определять содержание и объем времени для каждой из
частей занятий. Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать
основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях. Раскрывать понятие всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его отличительные признаки у
разных народов и в разные исторические времена
Обосновывать целесообразность развития адаптивной физической культуры в обществе,
раскрывать содержание и направленность занятий. Раскрывать понятие спортивной
подготовки, характеризовать ее отличия от физической и технической подготовки.
Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и
определять их взаимосвязь со здоровьем человека. Определять задачи и содержание
профессионально-прикладной физической подготовки, раскрывать ее специфическую связь с
трудовой деятельностью человека. Определять назначение физкультурно-оздоровительных
занятий, их роль и значение в режиме Дня. Использовать правила подбора и составления
комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий.
Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур,
руководствоваться правилами безопасности при их проведении. Характеризовать качества
личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической
культурой. Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их
планирование в самостоятельных формах занятий. Характеризовать основные приемы массажа,
организовывать и проводить самостоятельные сеансы. Характеризовать оздоровительную силу
бани, руководствоваться правилами проведения банных процедур. Руководствоваться
правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и
самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка
техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и
обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы нарушения техники
безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять. Отбирать
состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, определять последо-
вательность их выполнения и дозировку. Составлять планы самостоятельных занятий
физической подготовкой, отбирать физические упражнения и определять их дозировку в
соответствии с развиваемым физическим качеством, индивидуальными особенностями
развития организма и уровнем его тренированности. Классифицировать физические
упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных
занятиях физической и спортивной подготовкой. Проводить занятия оздоровительной
ходьбой и оздоровительным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направленности. Выявлять особенности в приросте показателей физического развития в течение
учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами. Характеризовать величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее
разными способами. Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с
показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой.
Оформлять дневник самонаблюдения по основным разделам физкультурно-оздоровительной
деятельности. Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в
процессе ее освоения. Измерять резервные возможности организма и оценивать результаты
измерений.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в
режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической
культуры.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Самостоятельно осваивать упражнения с различной оздоровительной направленностью и
составлять из них соответствующие комплексы, подбирать дозировку упражнений в
соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью,
включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической
нагрузкой во время этих занятий. С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в
показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры,
включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической
нагрузкой во время этих занятий.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных
брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы. Описывать технику
акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных
упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений, предупреждая появление
ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их
исправлять. Оказывать помощь сверстникам при освоении ими новых акробатических
упражнений, уметь анализировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и
активно помогать их исправлению. Самостоятельно осваивать упражнения ритмической
гимнастики, составлять из них комбинации и выполнять их под музыкальное
сопровождение. Использовать (планировать) упражнения ритмической гимнастики в
различных формах занятий физической культурой. Описывать технику опорных прыжков и
осваивать ее, избегая появления ошибок, соблюдая правила безопасности, и демонстрировать вариативное выполнение упражнений. Анализировать технику опорных прыжков
своих сверстников, выявлять типовые ошибки и активно помогать их исправлению.
Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне и составлять гимнастические
комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических
упражнений на бревне, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Описывать технику упражнений на гимнастической перекладине и составлять
гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений на перекладине, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила
безопасности. Описывать технику упражнений на гимнастических брусьях, составлять
гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений на брусьях, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Описывать технику выполнения беговых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять
и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрировать вариативное
выполнение беговых упражнений. Применять беговые упражнения для развития физических
качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте
сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
беговых упражнений, соблюдать правила безопасности. Включать беговые упражнения в
различные формы занятий физической культурой. Описывать технику выполнения прыжковых
упражнений, осваивать ее самостоятельно с предупреждением, выявлением и исправлением
типичных ошибок. Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств, контролировать
физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила
безопасности. Включать беговые упражнения в различные формы занятий физической
культурой. Описывать технику метания малого мяча разными способами, осваивать ее
самостоятельно с предупреждением, выявлением и устранением типичных ошибок.
Применять упражнения в метании малого мяча для развития физических качеств,
контролировать
физическую
нагрузку
по
частоте
сердечных
сокращений.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в
метании малого мяча, соблюдать правила безопасности.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Региональный компонент – основы лыжных ходов, история лыжных гонок, соревнования,
проведение соревнований, преодоление препятствий, Совершенствование лыжных ходов.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и
устраняя типичные ошибки. Моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости
от особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для развития
физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники
передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности. Применять правила подбора
одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в
организации активного отдыха
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Бадминтон Игра по правилам.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство
игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно,
выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе
совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила
безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в
зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими
эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности,
использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Применять
правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в
организации активного отдыха. Организовывать совместные занятия волейболом со
сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и
приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых
действий и приемов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику игровых
действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в
процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к
сопернику и управлять своими эмоциями. Применять правила подбора одежды для занятий
на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха.
Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство
игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно,
выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе
совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила
безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в
зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими
эмоциями. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе,
использовать игру в футбол в организации активного отдыха
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Организовывать и проводить самостоятельные занятий прикладной физической
подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической
культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их
технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. Применять
прикладные упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую
нагрузку по частоте сердечных сокращений. Преодолевать трудности и проявлять волевые
качества личности при выполнении прикладных упражнений
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Организовывать и проводить самостоятельные занятий физической подготовкой, составлять
их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять
нормативы физической подготовки. Организовывать и проводить самостоятельные занятия
гимнастикой с основами акробатики, составлять их содержание и планировать в системе
занятий физической культурой. Выполнять
нормативы
физической подготовки по
гимнастике с основами акробатики. Организовывать и проводить самостоятельные занятия
легкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической
культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по легкой атлетике.
Организовывать и проводить самостоятельные занятий лыжными гонками, составлять их
содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы
физической подготовки по лыжным гонкам. Организовывать и проводить самостоятельные
занятия баскетболом, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по баскетболу.
Организовывать и проводить самостоятельные занятия футболом, составлять их содержание и
планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической
подготовки по футболу
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат
выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения
структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель
ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки– это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество
и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается
наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и
несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько
грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной
невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 10-11 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в
равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе и
спортивных играх. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо
учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Тематическое планирование
10-11 класс
№ п/п
1
Вид программного материала
Основы знаний
2
Легкая атлетика
3
Спортивные игры
4
5
Кол-во
часов
1
полугодие
2
полугодие
в процессе
42
20
22
84
28
56
Спортивная гимнастика с
элементами акробатики
Лыжная подготовка
42
42
36
-
36
Всего часов:
204
90
114