Программа обзр 8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МО Калужской области
МР "Хвастовичский район"
МКОУ "Хвастовичская средняя школа "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОБЗР»
для обучающихся 8 – 9 классов

(ID6300918)

Хвастовичи2024
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и защиты
Родины» на уровень основного общего образования
(для 8–9-хклассов)

Пояснительная записка
Рабочаяпрограммапо учебномупредмету«Основыбезопасностии защитыРодины»на уро
веньосновногообщегообразованиядляобучающихся 8–9хклассовГБОУ«Средняяшкола№ 1»разработанав соответствиис требованиями:

















Федеральногозаконаот 29.12.2012 № 273ФЗ«Об образованиив РоссийскойФедерации»;
приказаМинпросвещенияот 31.05.2021 № 287
«Об утверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартао
сновногообщегообразования»;
приказаМинпросвещенияот 18.05.2023 № 370
«Об утверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегоо
бразования»;
приказаМинпросвещенияот 22.03.2021 № 115
«Об утвержденииПорядкаорганизациии осуществленияобразовательнойдеяте
льностипо основнымобщеобразовательнымпрограммам —
образовательнымпрограммамначальногообщего,
основногообщегои среднегообщегообразования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическиетребованияк организациямвоспитанияи обучения,
отдыхаи оздоровлениядетейи молодежи»,
утвержденныхпостановлениемглавногосанитарноговрачаот 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническиенормативыи требованияк обеспечениюбезопасности и (или)
безвредностидлячеловекафакторовсредыобитания»,
утвержденныхпостановлениемглавногосанитарноговрачаот 28.01.2021 № 2;
концепциипреподаванияучебногопредмета«Основыбезопасностижизнедеятель
ности», утвержденнойрешениемколлегииМинпросвещения 24.12.2018;
учебногопланаосновногообщегообразования,
утвержденногоприказом ГБОУ«Средняяшкола№ 1»от 30.08.2024 № 145
«О внесенииизмененийв основнуюобразовательнуюпрограммуосновногообщ
егообразования»;
положенияо рабочейпрограмме ГБОУ«Средняяшкола№ 1»;
федеральнойрабочейпрограммыпо учебномупредмету«Основыбезопасностии
защитыРодины».

ЦельюизученияОБЗРна уровнеосновногообщегообразованияявляетсяформированиеу о
бучающихсяготовностик выполнениюобязанностипо защитеОтечестваи базовогоуровн
якультурыбезопасностижизнедеятельностив соответствиис современнымипотребностя
миличности, обществаи государства, чтопредполагает:


способностьпостроениямоделииндивидуальногобезопасногоповеденияна осно
вепониманиянеобходимостиведенияздоровогообразажизни, причин,
механизмоввозникновенияи возможныхпоследствийразличныхопасныхи чрез
вычайныхситуаций,

знанийи уменийприменятьнеобходимыесредстваи приемырациональногои без
опасногоповеденияприих проявлении;
 сформированностьактивнойжизненнойпозиции,
осознанноепониманиезначимостиличногобезопасногоповеденияв интересахбе
зопасностиличности, обществаи государства;
 знаниеи пониманиеролигосударстваи обществав решениизадачобеспеченияна
циональнойбезопасностии защитынаселенияот опасныхи чрезвычайныхситуа
цийприродного, техногенногои социальногохарактера.
ИзучениеучебногопредметаОБЗРпредусматриваетсяв течениедвухлет в 8–9хклассахпо 1 часув неделю. Всегона изучениепредметаОБЗРотводится 68 часов,
из нихпо 34 часа–в каждомклассе.
Дляреализациипрограммыиспользуютсяучебники,
допущенныек использованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюо
бразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщего,
среднегообщегообразованияорганизациями,
осуществляющимиобразовательнуюдеятельность,
приказомМинпросвещенияот 21.09.2022 № 858:
Основыбезопасностижизнедеятельности (в 2 частях), 8–9еклассы/РудаковД.П. и др., поднаучнойредакциейШойгуЮ.С.,
АО «Издательство "Просвещение"»;
 <...>


Электронныеобразовательныересурсы,
допущенныек использованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюо
бразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщего,
среднегообщегообразованияприказомМинпросвещенияот 04.10.2023 № 738:
электронныйобразовательныйресурс«Домашниезадания.
Основноеобщееобразование. Основыбезопасностижизнедеятельности», 5–9йкласс, АО«Издательство "Просвещение"»;
 <...>


Содержание учебного предмета
Модуль№ 1 «Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства»:







фундаментальныеценностии принципы,
формирующиеосновыроссийскогообщества, безопасностистраны,
закрепленныев КонституцииРоссийскойФедерации;
стратегиянациональнойбезопасности,
национальныеинтересыи угрозынациональнойбезопасности;
чрезвычайныеситуацииприродного, техногенногои биологосоциальногохарактера;
информированиеи оповещениенаселенияо чрезвычайныхситуациях,
системаОКСИОН;
историяразвитиягражданскойобороны;

сигнал«Вниманиевсем!», порядокдействийнаселенияприегополучении;
средстваиндивидуальнойи коллективнойзащитынаселения,
порядокпользованияфильтрующимпротивогазом;
 эвакуациянаселенияв условияхчрезвычайныхситуаций,
порядокдействийнаселенияприобъявленииэвакуации;
 современнаяармия, воинскаяобязанностьи военнаяслужба,
добровольнаяи обязательнаяподготовкак службев армии.



Модуль№ 2 «Военнаяподготовка. Основывоенныхзнаний»:




























историявозникновенияи развитияВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
этапыстановлениясовременныхВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
основныенаправленияподготовкик военнойслужбе;
организационнаяструктураВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
функциии основныезадачисовременныхВооруженныхСилРоссийскойФедерац
ии;
особенностивидови родоввойскВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
воинскиесимволысовременныхВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
виды,назначениеи тактикотехническиехарактеристикиосновныхобразцоввооруженияи военнойтехникив
идови родоввойскВооруженныхСилРоссийскойФедерации
(мотострелковыхи танковыхвойск, ракетныхвойски артиллерии,
противовоздушнойобороны);
организационно-штатнаяструктураи боевыевозможностиотделения,
задачиотделенияв различныхвидахбоя;
состав, назначение, характеристики,
порядокразмещениясовременныхсредствиндивидуальнойбронезащитыи экип
ировкивоеннослужащего;
вооружениемотострелковогоотделения, назначениеи тактикотехническиехарактеристикиосновныхвидовстрелковогооружия
(автоматКалашниковаАК-74, ручнойпулеметКалашникова (РПК),
ручнойпротивотанковыйгранатометРПГ-7В, снайперскаявинтовкаДрагунова
(СВД));
назначениеи тактикотехническиехарактеристикиосновныхвидовручныхгранат
(наступательнаяручнаягранатаРГД-5, ручнаяоборонительнаягранатаФ-1,
ручнаягранатаоборонительная (РГО), ручнаягранатанаступательная (РГН));
историясозданияобщевоинскихуставов;
этапыстановлениясовременныхобщевоинскихуставов;
общевоинскиеуставыВооруженныхСилРоссийскойФедерации,
их состави основныепонятия,
определяющиеповседневнуюжизнедеятельностьвойск;
сущностьединоначалия;
командиры (начальники) и подчиненные;
старшиеи младшие;
приказ (приказание), порядокегоотдачии выполнения;
воинскиезванияи военнаяформаодежды;
воинскаядисциплина, ее сущностьи значение;
обязанностивоеннослужащихпо соблюдениютребованийвоинскойдисциплины
;






способыдостижениявоинскойдисциплины;
положенияСтроевогоустава;
обязанностивоеннослужащихпередпостроениеми в строю;
строевыеприемыи движениебезоружия, строеваястойка,
выполнениекоманд«Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головныеуборы (головнойубор) —снять
(надеть)», поворотына месте.

Модуль№ 3 «Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе»:







безопасностьжизнедеятельности: ключевыепонятияи значениедлячеловека;
смыслпонятий«опасность», «безопасность», «риск»,
«культурабезопасностижизнедеятельности»;
источникии факторыопасности, их классификация;
общиепринципыбезопасногоповедения;
понятияопаснойи чрезвычайнойситуации,
сходствои различияопаснойи чрезвычайнойситуации;
механизмперерастанияповседневнойситуациив чрезвычайнуюситуацию,
правилаповеденияв опасныхи чрезвычайныхситуациях.

Модуль№ 4 «Безопасностьв быту»:




















основныеисточникиопасностив бытуи их классификация;
защитаправпотребителя, срокигодностии составпродуктовпитания;
бытовыеотравленияи причиныих возникновения;
признакиотравления, приемыи правилаоказанияпервойпомощи;
правилакомплектованияи хранениядомашнейаптечки;
бытовыетравмыи правилаих предупреждения,
приемыи правилаоказанияпервойпомощи;
правилаобращенияс газовымии электрическимиприборами;
приемыи правилаоказанияпервойпомощи;
правилаповеденияв подъездеи лифте, а такжепривходеи выходеиз них;
пожари факторыегоразвития;
условияи причинывозникновенияпожаров, их возможныепоследствия,
приемыи правилаоказанияпервойпомощи;
первичныесредствапожаротушения;
правилавызоваэкстренныхслужби порядоквзаимодействияс ними,
ответственностьза ложныесообщения;
права, обязанностии ответственностьгражданв областипожарнойбезопасности;
ситуациикриминогенногохарактера;
правилаповеденияс малознакомымилюдьми;
мерыпо предотвращениюпроникновениязлоумышленниковв дом,
правилаповеденияприпопыткепроникновенияв домпосторонних;
классификацияаварийныхситуацийна коммунальныхсистемахжизнеобеспечен
ия;
правилапредупреждениявозможныхаварийна коммунальныхсистемах,
порядокдействийприаварияхна коммунальныхсистемах.

Модуль№ 5 «Безопасностьна транспорте»:





















правиладорожногодвиженияи их значение;
условияобеспечениябезопасностиучастниковдорожногодвижения;
правиладорожногодвиженияи дорожныезнакидляпешеходов;
«дорожныеловушки»и правилаих предупреждения;
световозвращающиеэлементыи правилаих применения;
правиладорожногодвижениядляпассажиров;
обязанностипассажировмаршрутныхтранспортныхсредств,
ременьбезопасностии правилаегоприменения;
порядокдействийпассажировв маршрутныхтранспортныхсредствахприопасны
хи чрезвычайныхситуациях;
правилаповеденияпассажирамотоцикла;
правиладорожногодвижениядляводителявелосипеда,
мопедаи иныхсредствиндивидуальноймобильности;
дорожныезнакидляводителявелосипеда, сигналывелосипедиста;
правилаподготовкивелосипедак пользованию;
дорожно-транспортныепроисшествияи причиныих возникновения;
основныефакторырискавозникновениядорожно-транспортныхпроисшествий;
порядокдействийочевидцадорожно-транспортногопроисшествия;
порядокдействийприпожарена транспорте;
особенностиразличныхвидовтранспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);
обязанностии порядокдействийпассажировприразличныхпроисшествияхна от
дельныхвидахтранспорта, в томчислевызванныхтеррористическимактом;
приемыи правилаоказанияпервойпомощиприразличныхтравмахв результатечр
езвычайныхситуацийна транспорте.

Модуль№ 6 «Безопасностьв общественныхместах»:












общественныеместаи их характеристики,
потенциальныеисточникиопасностив общественныхместах;
правилавызоваэкстренныхслужби порядоквзаимодействияс ними;
массовыемероприятияи правилаподготовкик ним;
порядокдействийприбеспорядкахв местахмассовогопребываниялюдей;
порядокдействийприпопаданиив толпуи давку;
порядокдействийприобнаруженииугрозывозникновенияпожара;
порядокдействийприэвакуациииз общественныхмести зданий;
опасностикриминогенногои антиобщественногохарактерав общественныхмест
ах, порядокдействийприих возникновении;
порядокдействийприобнаружениибесхозных (потенциальноопасных)
вещейи предметов, а такжев случаетеррористическогоакта,
в томчислепризахватеи освобождениизаложников;
порядокдействийпривзаимодействиис правоохранительнымиорганами.

Модуль№ 7 «Безопасностьв природнойсреде»:
природныечрезвычайныеситуациии их классификация;
опасностив природнойсреде: дикиеживотные, змеи,
насекомыеи паукообразные, ядовитыегрибыи растения;
 автономныеусловия, их особенностии опасности,
правилаподготовкик длительномуавтономномусуществованию;

























порядокдействийприавтономномпребываниив природнойсреде;
правилаориентированияна местности, способыподачисигналовбедствия;
природныепожары, их видыи опасности,
факторыи причиныих возникновения,
порядокдействийпринахождениив зонеприродногопожара;
правилабезопасногоповеденияв горах;
снежныелавины, их характеристикии опасности, порядокдействий,
необходимыйдляснижениярискапопаданияв лавину;
камнепады, их характеристикии опасности, порядокдействий,
необходимыхдляснижениярискапопаданияподкамнепад;
сели, их характеристикии опасности,
порядокдействийприпопаданиив зонуселя;
оползни, их характеристикии опасности, порядокдействийприначалеоползня;
общиеправилабезопасногоповеденияна водоемах,
правилакупанияна оборудованныхи необорудованныхпляжах;
порядокдействийприобнаружениитонущегочеловека;
правилаповеденияпринахождениина плавсредствах;
правилаповеденияпринахождениина льду,
порядокдействийприобнаружениичеловекав полынье;
наводнения, их характеристикии опасности, порядокдействийпринаводнении;
цунами, их характеристикии опасности,
порядокдействийпринахождениив зонецунами;
ураганы, смерчи, их характеристикии опасности,
порядокдействийприураганах, буряхи смерчах;
грозы, их характеристикии опасности, порядокдействийприпопаданиив грозу;
землетрясенияи извержениявулканов, их характеристикии опасности,
порядокдействийприземлетрясении, в томчислеприпопаданииподзавал,
принахождениив зонеизвержениявулкана;
смыслпонятий«экология»и «экологическаякультура»,
значениеэкологиидляустойчивогоразвитияобщества;
правилабезопасногоповеденияпринеблагоприятнойэкологическойобстановке
(загрязненииатмосферы).

Модуль№ 8 «Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи»:










смыслпонятий«здоровье»и «здоровыйобразжизни»,
их содержаниеи значениедлячеловека;
факторы, влияющиена здоровьечеловека, опасностьвредныхпривычек;
элементыздоровогообразажизни, ответственностьза сохранениездоровья;
понятие«инфекционныезаболевания», причиныих возникновения;
механизмраспространенияинфекционныхзаболеваний,
мерыих профилактикии защитыот них;
порядокдействийпривозникновениичрезвычайныхситуацийбиологосоциальногопроисхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия,
проводимыегосударствомпо обеспечениюбезопасностинаселенияприугрозеи
во времячрезвычайныхситуацийбиолого-социальногопроисхождения
(эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
понятие«неинфекционныезаболевания»и их классификация,
факторырисканеинфекционныхзаболеваний;

мерыпрофилактикинеинфекционныхзаболеванийи защитыот них;
диспансеризацияи ее задачи;
понятия«психическоездоровье»и «психологическоеблагополучие»;
стресси еговлияниена человека, мерыпрофилактикистресса,
способысаморегуляцииэмоциональныхсостояний;
 понятие«перваяпомощь»и обязанностьпо ее оказанию,универсальныйалгорит
моказанияпервойпомощи;
 назначениеи составаптечкипервойпомощи;
 порядокдействийприоказаниипервойпомощив различныхситуациях,
приемыпсихологическойподдержкипострадавшего.





Модуль№ 9 «Безопасностьв социуме»:














общениеи егозначениедлячеловека, способыэффективногообщения;
приемыи правилабезопасноймежличностнойкоммуникациии комфортноговзаи
модействияв группе, признакиконструктивногои деструктивногообщения;
понятие«конфликт»и стадииегоразвития,
факторыи причиныразвитияконфликта;
условияи ситуациивозникновениямежличностныхи групповыхконфликтов,
безопасныеи эффективныеспособыизбеганияи разрешенияконфликтныхситуа
ций;
правилаповедениядляснижениярискаконфликтаи порядокдействийприегоопас
ныхпроявлениях;
способразрешенияконфликтас помощьютретьейстороны (медиатора);
опасныеформыпроявленияконфликта: агрессия, домашнеенасилиеи буллинг;
манипуляциив ходемежличностногообщения,
приемыраспознаванияманипуляцийи способыпротивостояния им;
приемыраспознаванияпротивозаконныхпроявленийманипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательствок действиям,
которыемогутпричинитьвреджизнии здоровью, и вовлечениев преступную,
асоциальнуюилидеструктивнуюдеятельность) и способызащитыот них;
современныемолодежныеувлеченияи опасности, связанныес ними,
правилабезопасногоповедения;
правилабезопаснойкоммуникациис незнакомымилюдьми.

Модуль№ 10 «Безопасностьв информационном пространстве»:








понятие«цифроваясреда»,
ее характеристикии примерыинформационныхи компьютерныхугроз,
положительныевозможностицифровойсреды;
рискии угрозыприиспользованииинтернета;
общиепринципыбезопасногоповедения,
необходимыедляпредупреждениявозникновенияопасныхситуацийв личномци
фровомпространстве;
опасныеявленияцифровойсреды:
вредоносныепрограммыи приложенияи их разновидности;
правилакибергигиены,
необходимыедляпредупреждениявозникновенияопасныхситуацийв цифровой
среде;

основныевидыопасногои запрещенногоконтентав интернетеи егопризнаки,
приемыраспознаванияопасностейприиспользованииинтернета;
 противоправныедействияв интернете;
 правилацифровогоповедения,
необходимогодляснижениярискови угрозприиспользованииинтернета
(кибербуллинга, вербовкив различныеорганизациии группы);
 деструктивныетеченияв интернете, их признакии опасности,
правилабезопасногоиспользованияинтернетапо предотвращениюрискови угро
звовлеченияв различнуюдеструктивнуюдеятельность.


Модуль№ 11 «Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму»:








понятия«экстремизм»и «терроризм», их содержание, причины,
возможныевариантыпроявленияи последствия;
целии формыпроявлениятеррористическихактов, их последствия,
уровнитеррористическойопасности;
основыобщественногосударственнойсистемыпротиводействияэкстремизмуи терроризму,
контртеррористическаяоперацияи ее цели;
признакивовлеченияв террористическуюдеятельность,
правилаантитеррористическогоповедения;
признакиугрози подготовкиразличныхформтерактов,
порядокдействийприих обнаружении;
правилабезопасногоповеденияв случаетеракта
(нападениетеррористови попытказахватазаложников, попаданиев заложники,
огневойналет, наездтранспортногосредства, подрыввзрывногоустройства).

Планируемые результаты освоения
программы
Личностные результаты
Личностныерезультатыдостигаютсяв единствеучебнойи воспитательнойдеятельностив
соответствиис традиционнымироссийскимисоциокультурнымии духовнонравственнымиценностями, принятымив обществеправиламии нормамиповедения.
Способствуютпроцессамсамопознания, самовоспитанияи саморазвития,
формированиявнутреннейпозицииличностии проявляютсяв индивидуальныхсоциально
значимыхкачествах,
которыевыражаютсяпреждевсегов готовностиобучающихсяк саморазвитию,
самостоятельности, инициативеи личностномусамоопределению,
осмысленномуведениюздоровогои безопасногообразажизнии соблюдениюправилэколо
гическогоповедения, к целенаправленнойсоциальнозначимойдеятельности,
принятиювнутреннейпозицииличностикакособогоценностногоотношенияк себе,
к окружающимлюдями к жизнив целом.

Личностныерезультаты, формируемыев ходеизученияучебногопредметаОБЗР,
должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценно
стныхориентацийи расширениеопытадеятельностина ее основе.
1. Патриотическоевоспитание:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностив поликультурноми многокон
фессиональномобществе, проявлениеинтересак познаниюродногоязыка,
истории, культурыРоссийскойФедерации, своегокрая, народовРоссии;
 ценностноеотношениек достижениямсвоейРодины —России, к науке,
искусству, спорту, технологиям,
боевымподвигами трудовымдостижениямнарода;
 уважениек символамгосударства, государственнымпраздникам,
историческомуи природномунаследиюи памятникам,
традициямразныхнародов, проживающихв роднойстране;
 формированиечувствагордостиза своюРодину,
ответственногоотношенияк выполнениюконституционногодолга —
защитеОтечества.


2. Гражданскоевоспитание:
















готовностьк выполнениюобязанностейгражданинаи реализацииегоправ,
уважениеправ, свободи законныхинтересовдругихлюдей;
активноеучастиев жизнисемьи, организации, местногосообщества,
родногокрая, страны;
неприятиелюбыхформэкстремизма, дискриминации;
пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутовв жизничеловека;
представлениеоб основныхправах, свободахи обязанностяхгражданина,
социальныхнормахи правилахмежличностныхотношенийв поликультурноми
многоконфессиональномобществе;
представлениео способахпротиводействиякоррупции;
готовностьк разнообразнойсовместнойдеятельности,
стремлениек взаимопониманиюи взаимопомощи,
активноеучастиев самоуправлениив образовательнойорганизации;
готовностьк участиюв гуманитарнойдеятельности (волонтерство,
помощьлюдям, нуждающимсяв ней);
сформированностьактивнойжизненнойпозиции,
уменийи навыковличногоучастияв обеспечениимербезопасностиличности,
обществаи государства;
пониманиеи признаниеособойролигосударствав обеспечениигосударственной
и международнойбезопасности, обороны,
осмыслениеролигосударстваи обществав решениизадачизащитынаселенияот
опасныхи чрезвычайныхситуацийприродного,
техногенногои социальногохарактера;
знаниеи пониманиеролигосударствав противодействииосновнымвызовамсовре
менности: терроризму, экстремизму,
незаконномураспространениюнаркотическихсредств,
неприятиелюбыхформэкстремизма, дискриминации,
формированиеверотерпимости,
уважительногои доброжелательногоотношенияк другомучеловеку,

егомнению,развитиеспособностик конструктивномудиалогус другимилюдьми
.
3. Духовно-нравственноевоспитание:
ориентацияна моральныеценностии нормыв ситуацияхнравственноговыбора;
готовностьоцениватьсвоеповедениеи поступки,
а такжеповедениеи поступкидругихлюдейс позициинравственныхи правовых
нормс учетомосознанияпоследствийпоступков;
 активноенеприятиеасоциальныхпоступков,
свободаи ответственностьличностив условияхиндивидуальногои общественн
огопространства;
 развитиеответственногоотношенияк ведениюздоровогообразажизни,
исключающегоупотреблениенаркотиков, алкоголя,
куренияи нанесениеиноговредасобственномуздоровьюи здоровьюокружающи
х;
 формированиеличностибезопасноготипа,
осознанногои ответственногоотношенияк личнойбезопасностии безопасности
другихлюдей.



4. Эстетическоевоспитание:
формированиегармоничнойличности, развитиеспособностивоспринимать,
ценитьи создаватьпрекрасноев повседневнойжизни;
 пониманиевзаимозависимостисчастливогоюношестваи безопасноголичногопо
веденияв повседневнойжизни.


5. Ценностинаучногопознания:
ориентацияв деятельностина современнуюсистемунаучныхпредставленийоб о
сновныхзакономерностяхразвитиячеловека, природыи общества,
взаимосвязяхчеловекас природнойи социальнойсредой;
 овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,
установкана осмыслениеопыта, наблюдений,
поступкови стремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногои
коллективногоблагополучия;
 формированиесовременнойнаучнойкартинымира, пониманиепричин,
механизмоввозникновенияи последствийраспространенныхвидовопасныхи чр
езвычайныхситуаций,
которыемогутпроизойтиво времяпребыванияв различныхсредах
(бытовыеусловия, дорожноедвижение, общественныеместаи социум, природа,
коммуникационныесвязии каналы);
 установкана осмыслениеопыта, наблюденийи поступков,
овладениеспособностьюоцениватьи прогнозироватьнеблагоприятныефакторы
обстановкии приниматьобоснованныерешенияв опасныхиличрезвычайныхсит
уацияхс учетомреальныхусловийи возможностей.


6. Физическоевоспитание,
формированиекультурыздоровьяи эмоциональногоблагополучия:















пониманиеличностногосмыслаизученияучебногопредметаОБЗР,
егозначениядлябезопаснойи продуктивнойжизнедеятельностичеловека,
обществаи государства;
осознаниеценностижизни;
ответственноеотношениек своемуздоровьюи установкана здоровыйобразжизн
и (здоровоепитание, соблюдениегигиеническихправил,
сбалансированныйрежимзанятийи отдыха, регулярнаяфизическаяактивность);
осознаниепоследствийи неприятиевредныхпривычек (употреблениеалкоголя,
наркотиков, курение)
и иныхформвредадляфизическогои психическогоздоровья;
соблюдениеправилбезопасности,
в томчисленавыковбезопасногоповеденияв интернет-среде;
способностьадаптироватьсяк стрессовымситуациями меняющимсясоциальны
м, информационными природнымусловиям,
в томчислеосмысливаясобственныйопыти выстраиваядальнейшиецели;
умениеприниматьсебяи другихлюдей, не осуждая;
умениеосознаватьэмоциональноесостояниесвоеи другихлюдей,
уметьуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием;
сформированностьнавыкарефлексии,
признаниесвоегоправана ошибкуи такого жеправадругогочеловека.

7. Трудовоевоспитание:













установкана активноеучастиев решениипрактическихзадач (в рамкахсемьи,
организации, населенногопункта, родногокрая)
технологическойи социальнойнаправленности, способностьинициировать,
планироватьи самостоятельновыполнятьтакогородадеятельность;
интереск практическомуизучениюпрофессийи трударазличногорода,
в томчислена основепримененияизучаемогопредметногознания;
осознаниеважностиобученияна протяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессио
нальнойдеятельностии развитиенеобходимыхуменийдляэтого;
готовностьадаптироватьсяв профессиональнойсреде;
уважениек трудуи результатамтрудовойдеятельности;
осознанныйвыбори построениеиндивидуальнойтраекторииобразованияи жизн
енныхплановс учетомличныхи общественныхинтересови потребностей;
укреплениеответственногоотношенияк учебе,
способностиприменятьмерыи средстваиндивидуальнойзащиты,
приемырациональногои безопасногоповеденияв опасныхи чрезвычайныхситу
ациях;
овладениеумениямиоказыватьпервуюпомощьпострадавшимприпотересознани
я, остановкедыхания, наружныхкровотечениях,
попаданииинородныхтелв верхниедыхательныепути,
травмахразличныхобластейтела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установкана овладениезнаниямии умениямипредупрежденияопасныхи чрезвы
чайныхситуацийво времяпребыванияв различныхсредах (в помещении,
на улице, на природе, в общественныхместахи на массовыхмероприятиях,
прикоммуникации, привоздействиирисковкультурнойсреды).

8. Экологическоевоспитание:









ориентацияна применениезнанийиз социальныхи естественныхнаукдлярешени
язадачв областиокружающейсреды,
планированияпоступкови оценкиих возможныхпоследствийдляокружающейс
реды;
повышениеуровняэкологическойкультуры,
осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблеми путейих решения;
активноенеприятиедействий, приносящихвредокружающейсреде;
осознаниесвоейроликакгражданинаи потребителяв условияхвзаимосвязиприро
дной, технологическойи социальнойсред;
готовностьк участиюв практическойдеятельностиэкологическойнаправленнос
ти;
освоениеосновэкологическойкультуры,
методовпроектированиясобственнойбезопаснойжизнедеятельностис учетомп
риродных, техногенныхи социальныхрисковна территориипроживания.

Метапредметные результаты
Метапредметныерезультатыхарактеризуютсформированностьу обучающихсямежпред
метныхпонятий
(используютсяв несколькихпредметныхобластяхи позволяютсвязыватьзнанияиз различ
ныхдисциплинв целостнуюнаучнуюкартинумира) и универсальныхучебныхдействий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные),
способностьих использоватьв учебной, познавательнойи социальнойпрактике.
Выражаютсяв готовностик самостоятельномупланированиюи осуществлениюучебнойд
еятельностии организацииучебногосотрудничествас педагогамии сверстниками,
к участиюв построениииндивидуальнойобразовательнойтраектории,
овладениюнавыкамиработыс информацией:
восприятиеи созданиеинформационныхтекстовв различныхформатах,
в томчислев цифровойсреде.
Метапредметныерезультаты, формируемыев ходеизученияучебногопредметаОБЗР,
должныотражать:
1. Овладениепознавательнымиуниверсальнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:








выявлятьи характеризоватьсущественныепризнакиобъектов (явлений);
устанавливатьсущественныйпризнакклассификации,
основаниядляобобщенияи сравнения, критериипроводимогоанализа;
с учетомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностии противоречияв рассм
атриваемыхфактах, данныхи наблюдениях;
предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейи противоречий;
выявлятьдефицитыинформации, данных,
необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
выявлятьпричинно-следственныесвязиприизученииявленийи процессов;
делатьвыводыс использованиемдедуктивныхи индуктивныхумозаключений,
умозаключенийпо аналогии, формулироватьгипотезыо взаимосвязях;



самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи
(сравниватьнескольковариантоврешения,
выбиратьнаиболееподходящийс учетомсамостоятельновыделенныхкритериев
).

Базовыеисследовательскиедействия:
формулироватьпроблемныевопросы,
отражающиенесоответствиемеждурассматриваемыми наиболееблагоприятны
мсостояниемобъекта (явления) повседневнойжизни;
 обобщать, анализироватьи оцениватьполучаемуюинформацию,
выдвигатьгипотезы, аргументироватьсвоюточкузрения,
делатьобоснованныевыводыпо результатамисследования;
 проводить (приниматьучастие)
небольшоесамостоятельноеисследованиезаданногообъекта (явления),
устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
 прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,
событийи их последствияв аналогичныхилисходныхситуациях,
а такжевыдвигатьпредположенияоб их развитиив новыхусловияхи контекстах
.


Работас информацией:












применятьразличныеметоды,
инструментыи запросыприпоискеи отбореинформацииилиданныхиз источник
овс учетомпредложеннойучебнойзадачии заданныхкритериев;
выбирать, анализировать,
систематизироватьи интерпретироватьинформациюразличныхвидови формпр
едставления;
находитьсходныеаргументы
(подтверждающиеилиопровергающиеоднуи ту жеидею, версию)
в различныхинформационныхисточниках;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформациии илл
юстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами, диаграммами,
инойграфикойи их комбинациями;
оцениватьнадежностьинформациипо критериям,
предложеннымпедагогическимработникомилисформулированнымсамостояте
льно;
эффективнозапоминатьи систематизироватьинформацию.

Овладениесистемойуниверсальныхпознавательныхдействийобеспечиваетсформирован
ностькогнитивныхнавыковобучающихся.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями.
Общение:


уверенновысказыватьсвоюточкузренияв устнойи письменнойречи,
выражатьэмоциив соответствиис форматоми целямиобщения,







определятьпредпосылкивозникновенияконфликтныхситуацийи выстраиватьг
рамотноеобщениедляих смягчения;
распознаватьневербальныесредстваобщения,
пониматьзначениесоциальныхзнакови намерениядругих, уважительно,
в корректнойформеформулироватьсвоивзгляды;
сопоставлятьсвоисужденияс суждениямидругихучастниковдиалога,
обнаруживатьразличиеи сходствопозиций;
в ходеобщениязадаватьвопросыи выдаватьответыпо существурешаемойучебно
йзадачи, обнаруживатьразличиеи сходствопозицийдругихучастниковдиалога;
публичнопредставлятьрезультатырешенияучебнойзадачи,
самостоятельновыбиратьнаиболеецелесообразныйформатвыступленияи готов
итьразличныепрезентационныематериалы.

3. Овладениеуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями.
Самоорганизация:
выявлятьпроблемныевопросы,
требующиерешенияв жизненныхи учебныхситуациях;
 аргументированноопределятьоптимальныйвариантпринятиярешений,
самостоятельносоставлятьалгоритм (частьалгоритма)
и способрешенияучебнойзадачис учетомсобственныхвозможностейи имеющи
хсяресурсов;
 составлятьпландействий, находитьнеобходимыересурсыдляеговыполнения,
принеобходимостикорректироватьпредложенныйалгоритм,
братьответственностьза принятоерешение.


Самоконтроль, эмоциональныйинтеллект:










даватьадекватнуюоценкуситуации, предвидетьтрудности,
которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,
и вноситькоррективыв деятельностьна основеновыхобстоятельств;
объяснятьпричиныдостижения (недостижения) результатовдеятельности,
даватьоценкуприобретенномуопыту,
уметьнаходитьпозитивноев произошедшейситуации;
оцениватьсоответствиерезультатацелии условиям;
управлятьсобственнымиэмоциямии не поддаватьсяэмоциямдругих,
выявлятьи анализироватьих причины;
ставитьсебяна местодругогочеловека, пониматьмотивыи намерениядругого,
регулироватьспособвыраженияэмоций;
осознанноотноситьсяк другомучеловеку, егомнению,
признаватьправона ошибкусвоюи чужую;
бытьоткрытымсебеи другим, осознаватьневозможностьконтролявсеговокруг.

Совместнаядеятельность (сотрудничество):
пониматьи использоватьпреимуществакоманднойи индивидуальнойработыпр
ирешенииконкретнойучебнойзадачи;
 планироватьорганизациюсовместнойдеятельности
(распределятьролии пониматьсвоюроль,


приниматьправилаучебноговзаимодействия,
обсуждатьпроцесси результатсовместнойработы, подчиняться,
выделятьобщуюточкузрения, договариватьсяо результатах);
 определятьсвоидействияи действияпартнера,
которыепомогалиилизатруднялинахождениеобщегорешения,
оцениватькачествосвоеговкладав общийпродуктпо заданнымучастникамигру
ппыкритериям,
разделятьсферуответственностии проявлятьготовностьк представлениюотчета
передгруппой.

Предметные результаты
8-йкласс
Модуль№ 1 «Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства»:


















объяснятьзначениеКонституцииРоссийскойФедерации;
раскрыватьсодержаниестатей 2, 4, 20, 41, 42, 58,
59 КонституцииРоссийскойФедерации,
пояснятьих значениедляличностии общества;
объяснятьзначениеСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийскойФедераци
и, утвержденнойУказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот 2 июля 2021 г.
№ 400;
раскрыватьпонятия«национальныеинтересы»и «угрозынациональнойбезопасн
ости», приводитьпримеры;
раскрыватьклассификациючрезвычайныхситуацийпо масштабами источникам
возникновения, приводитьпримеры;
раскрыватьспособыинформированияи оповещениянаселенияо чрезвычайныхс
итуациях;
перечислятьосновныеэтапыразвитиягражданскойобороны,
характеризоватьрольгражданскойобороныпричрезвычайныхситуацияхи угроз
ахвоенногохарактера;
выработатьнавыкибезопасныхдействийприполучениисигнала«Вниманиевсем!
», изучитьсредстваиндивидуальнойи коллективнойзащитынаселения,
вырабатыватьнавыкипользованияфильтрующимпротивогазом;
объяснятьпорядокдействийнаселенияприобъявленииэвакуации;
характеризоватьсовременноесостояниеВооруженныхСилРоссийскойФедераци
и;
приводитьпримерыпримененияВооруженныхСилРоссийскойФедерациивборьб
ес неонацизмоми международнымтерроризмом;
раскрыватьпонятия«воинскаяобязанность», «военнаяслужба»;
раскрыватьсодержаниеподготовкик службев армии.

Модуль№ 2 «Военнаяподготовка. Основывоенныхзнаний»:
иметьпредставлениеоб историизарожденияи развитияВооруженныхСилРоссий
скойФедерации;
 владетьинформациейо направленияхподготовкик военнойслужбе;





























пониматьнеобходимостьподготовкик военнойслужбепо основнымнаправления
м;
осознаватьзначимостькаждогонаправленияподготовкик военнойслужбев реше
ниикомплексныхзадач;
иметьпредставлениео составе,
предназначениивидови родовВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
пониматьфункциии задачиВооруженныхСилРоссийскойФедерациина совреме
нномэтапе;
пониматьзначимостьвоеннойприсягидляформированияобразароссийскоговоен
нослужащего —защитникаОтечества;
иметьпредставлениеоб основныхобразцахвооруженияи военнойтехники;
иметьпредставлениео классификациивидоввооруженияи военнойтехники;
иметьпредставлениеоб основныхтактикотехническиххарактеристикахвооруженияи военнойтехники;
иметьпредставлениеоб организационнойструктуреотделенияи задачахличного
составав бою;
иметьпредставлениео современныхэлементахэкипировкии бронезащитывоенн
ослужащего;
знатьалгоритмнадеванияэкипировкии средствбронезащиты;
иметьпредставлениео вооруженииотделенияи тактикотехническиххарактеристикахстрелковогооружия;
знатьосновныехарактеристикистрелковогооружияи ручныхгранат;
знатьисториюсозданияуставови этаповстановлениясовременныхобщевоински
хуставовВооруженныхСилРоссийскойФедерации;
знатьструктурусовременныхобщевоинскихуставови пониматьих значениедляп
овседневнойжизнедеятельностивойск;
пониматьпринципединоначалия,
принятыйв ВооруженныхСилахРоссийскойФедерации;
иметьпредставлениео порядкеподчиненностии взаимоотношенияхвоеннослуж
ащих;
пониматьпорядокотдачиприказа (приказания) и еговыполнения;
различатьвоинскиезванияи образцывоеннойформыодежды;
иметьпредставлениео воинскойдисциплине, ее сущностии значении;
пониматьпринципыдостижениявоинскойдисциплины;
уметьоцениватьрискинарушениявоинскойдисциплины;
знатьосновныеположенияСтроевогоустава;
знатьобязанностивоеннослужащегопередпостроениеми в строю;
знатьстроевыеприемына местебезоружия;
выполнятьстроевыеприемына местебезоружия.

Модуль№ 3 «Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе»:







характеризоватьзначениебезопасностижизнедеятельностидлячеловека;
раскрыватьсмыслпонятий«опасность», «безопасность», «риск»,
«культурабезопасностижизнедеятельности»;
классифицироватьи характеризоватьисточникиопасности;
раскрыватьи обосновыватьобщиепринципыбезопасногоповедения;
моделироватьреальныеситуациии решатьситуационныезадачи;
объяснятьсходствои различияопаснойи чрезвычайнойситуаций;

объяснятьмеханизмперерастанияповседневнойситуациив чрезвычайнуюситуа
цию;
 приводитьпримерыразличныхугрозбезопасностии характеризовать их;
 раскрыватьи обосновыватьправилаповеденияв опасныхи чрезвычайныхситуац
иях.


Модуль№ 4 «Безопасностьв быту»:





























объяснятьособенностижизнеобеспеченияжилища;
классифицироватьосновныеисточникиопасностив быту;
объяснятьправапотребителя,
выработатьнавыкибезопасноговыборапродуктовпитания;
характеризоватьбытовыеотравленияи причиныих возникновения;
характеризоватьправилабезопасногоиспользованиясредствбытовойхимии;
иметьнавыкибезопасныхдействийприсборертутив домашнихусловияхв случае,
еслиразбилсяртутныйтермометр;
раскрыватьпризнакиотравления,
иметьнавыкипрофилактикипищевыхотравлений;
знатьправилаи приемыоказанияпервойпомощи,
иметьнавыкибезопасныхдействийприотравлениях, промываниижелудка;
характеризоватьбытовыетравмыи объяснятьправилаих предупреждения;
знатьправилабезопасногообращенияс инструментами;
знатьмерыпредосторожностиот укусовразличныхживотных;
знатьправилаи иметьнавыкиоказанияпервойпомощиприушибах, переломах,
растяжении, вывихе, сотрясениимозга, укусахживотных, кровотечениях;
владетьправиламикомплектованияи хранениядомашнейаптечки;
владетьправиламибезопасногоповеденияи иметьнавыкибезопасныхдействийп
риобращениис газовымии электрическимиприборами;
владетьправиламибезопасногоповеденияи иметьнавыкибезопасныхдействийп
риопасныхситуацияхв подъездеи лифте;
владетьправиламии иметьнавыкиприемовоказанияпервойпомощиприотравлен
иигазоми электротравме;
характеризоватьпожар, егофакторыи стадииразвития;
объяснятьусловияи причинывозникновенияпожаров,
характеризоватьих возможныепоследствия;
иметьнавыкибезопасныхдействийприпожаредома, на балконе, в подъезде,
в лифте;
иметьнавыкиправильногоиспользованияпервичныхсредствпожаротушения,
оказанияпервойпомощи;
знатьправа,
обязанностии иметьпредставлениеоб ответственностигражданв областипожар
нойбезопасности;
знатьпорядоки иметьнавыкивызоваэкстренныхслужб;
знатьпорядоквзаимодействияс экстреннымислужбами;
иметьпредставлениеоб ответственностиза ложныесообщения;
характеризоватьмерыпо предотвращениюпроникновениязлоумышленниковв д
ом;
характеризоватьситуациикриминогенногохарактера;
знатьправилаповеденияс малознакомымилюдьми;

знатьправилаповеденияи иметьнавыкибезопасныхдействийприпопыткепроник
новенияв домпосторонних;
 классифицироватьаварийныеситуациина коммунальныхсистемахжизнеобеспе
чения;
 иметьнавыкибезопасныхдействийприаварияхна коммунальныхсистемахжизне
обеспечения.


Модуль№ 5 «Безопасностьна транспорте»:


























знатьправиладорожногодвиженияи объяснятьих значение;
перечислятьи характеризоватьучастниковдорожногодвиженияи элементыдоро
ги;
знатьусловияобеспечениябезопасностиучастниковдорожногодвижения;
знатьправиладорожногодвижениядляпешеходов;
классифицироватьи характеризоватьдорожныезнакидляпешеходов;
знать«дорожныеловушки»и объяснятьправилаих предупреждения;
иметьнавыкибезопасногопереходадороги;
знатьправилаприменениясветовозвращающихэлементов;
знатьправиладорожногодвижениядляпассажиров;
знатьобязанностипассажировмаршрутныхтранспортныхсредств;
знатьправилапримененияремнябезопасностии детскихудерживающихустройст
в;
иметьнавыкибезопасныхдействийпассажировприопасныхи чрезвычайныхситу
ацияхв маршрутныхтранспортныхсредствах;
знатьправилаповеденияпассажирамотоцикла;
знатьправиладорожногодвижениядляводителявелосипеда, мопеда, лиц,
использующихсредстваиндивидуальноймобильности;
знатьдорожныезнакидляводителявелосипеда, сигналывелосипедиста;
знатьправилаподготовкии выработатьнавыкибезопасногоиспользованиявелоси
педа;
знатьтребованияправилдорожногодвиженияк водителюмотоцикла;
классифицироватьдорожнотранспортныепроисшествияи характеризоватьпричиныих возникновения;
иметьнавыкибезопасныхдействийочевидцадорожнотранспортногопроисшествия;
знатьпорядокдействийприпожарена транспорте;
знатьособенностии опасностина различныхвидахтранспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
знатьобязанностипассажировотдельныхвидовтранспорта;
иметьнавыкибезопасногоповеденияпассажировприразличныхпроисшествияхн
а отдельныхвидахтранспорта;
знатьправилаи иметьнавыкиоказанияпервойпомощиприразличныхтравмахв ре
зультатечрезвычайныхситуацийна транспорте;
знатьспособыизвлеченияпострадавшегоиз транспорта.

Модуль№ 6 «Безопасностьв общественныхместах»:




классифицироватьобщественныеместа;
характеризоватьпотенциальныеисточникиопасностив общественныхместах;
знатьправилавызоваэкстренныхслужби порядоквзаимодействияс ними;













уметьпланироватьдействияв случаевозникновенияопаснойиличрезвычайнойси
туации;
характеризоватьрискимассовыхмероприятийи объяснятьправилаподготовкик
посещениюмассовыхмероприятий;
иметьнавыкибезопасногоповеденияприбеспорядкахв местахмассовогопребыва
ниялюдей;
иметьнавыкибезопасныхдействийприпопаданиив толпуи давку;
иметьнавыкибезопасныхдействийприобнаруженииугрозывозникновенияпожа
ра;
знатьправилаи иметьнавыкибезопасныхдействийприэвакуациииз общественн
ыхмести зданий;
знатьнавыкибезопасныхдействийприобрушенияхзданийи сооружений;
характеризоватьопасностикриминогенногои антиобщественногохарактерав об
щественныхместах;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхв ситуацияхкриминогенногои анти
общественногохарактера, приобнаружениибесхозных (потенциальноопасных)
вещейи предметов, а такжев случаетеррористическогоакта,
в томчислепризахватеи освобождениизаложников;
иметьнавыкидействийпривзаимодействиис правоохранительнымиорганами.

9-йкласс
Модуль№ 7 «Безопасностьв природнойсреде»:
















классифицироватьи характеризоватьчрезвычайныеситуацииприродногохаракт
ера;
характеризоватьопасностив природнойсреде: дикиеживотные, змеи,
насекомыеи паукообразные, ядовитыегрибыи растения;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпривстречес дикимиживотными,
змеями, насекомымии паукообразными;
знатьправилаповедениядляснижениярискаотравленияядовитымигрибамии рас
тениями;
характеризоватьавтономныеусловия,
раскрыватьих опасностии порядокподготовкик ним;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхприавтономномпребываниив прир
однойсреде: ориентированиена местности,
в томчислеработас компасоми картой, обеспечениеночлегаи питания,
разведениекостра, подачасигналовбедствия;
классифицироватьи характеризоватьприродныепожарыи их опасности;
характеризоватьфакторыи причинывозникновенияпожаров;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпринахождениив зонеприродногоп
ожара;
иметьпредставлениео правилахбезопасногоповеденияв горах;
характеризоватьснежныелавины, камнепады, сели, оползни,
их внешниепризнакии опасности;
иметьпредставлениео безопасныхдействиях,
необходимыхдляснижениярискапопаданияв лавину, подкамнепад,
припопаданиив зонуселя, приначалеоползня;
знатьобщиеправилабезопасногоповеденияна водоемах;




















знатьправилакупания,
пониматьразличиямеждуоборудованнымии необорудованнымипляжами;
знатьправиласамо- и взаимопомощитерпящимбедствиена воде;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхприобнаружениитонущегочеловек
алетоми человекав полынье;
знатьправилаповеденияпринахождениина плавсредствахи на льду;
характеризоватьнаводнения, их внешниепризнакии опасности;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпринаводнении;
характеризоватьцунами, их внешниепризнакии опасности;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпринахождениив зонецунами;
характеризоватьураганы, смерчи, их внешниепризнакии опасности;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхприураганахи смерчах;
характеризоватьгрозы, их внешниепризнакии опасности;
иметьнавыкибезопасныхдействийприпопаданиив грозу;
характеризоватьземлетрясенияи извержениявулканови их опасности;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхприземлетрясении,
в томчислеприпопаданииподзавал;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпринахождениив зонеизверженияв
улкана;
раскрыватьсмыслпонятий«экология»и «экологическаякультура»;
объяснятьзначениеэкологиидляустойчивогоразвитияобщества;
знатьправилабезопасногоповеденияпринеблагоприятнойэкологическойобстан
овке (загрязненииатмосферы).

Модуль№ 8 «Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи»:
















раскрыватьсмыслпонятий«здоровье»и «здоровыйобразжизни»и их содержани
е, объяснятьзначениездоровьядлячеловека;
характеризоватьфакторы, влияющиена здоровьечеловека;
раскрыватьсодержаниеэлементовздоровогообразажизни,
объяснятьпагубностьвредныхпривычек;
обосновыватьличнуюответственностьза сохранениездоровья;
раскрыватьпонятие«инфекционныезаболевания»,
объяснятьпричиныих возникновения;
характеризоватьмеханизмраспространенияинфекционныхзаболеваний,
выработатьнавыкисоблюдениямерих профилактикии защитыот них;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхпривозникновениичрезвычайныхс
итуацийбиолого-социальногопроисхождения (эпидемия, пандемия);
характеризоватьосновныемероприятия,
проводимыегосударствомпо обеспечениюбезопасностинаселенияприугрозеи
во времячрезвычайныхситуацийбиолого-социальногопроисхождения
(эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
раскрыватьпонятие«неинфекционныезаболевания»и даватьих классификацию;
характеризоватьфакторырисканеинфекционныхзаболеваний;
иметьнавыкисоблюдениямерпрофилактикинеинфекционныхзаболеванийи защ
итыот них;
знатьназначениедиспансеризациии раскрыватьее задачи;
раскрыватьпонятия«психическоездоровье»и «психическоеблагополучие»;
объяснятьпонятие«стресс»и еговлияниена человека;









иметьнавыкисоблюдениямерпрофилактикистресса,
раскрыватьспособысаморегуляцииэмоциональныхсостояний;
раскрыватьпонятие«перваяпомощь»и ее содержание;
знатьсостояния, требующиеоказанияпервойпомощи;
знатьуниверсальныйалгоритмоказанияпервойпомощи;
знатьназначениеи составаптечкипервойпомощи;
иметьнавыкидействийприоказаниипервойпомощив различныхситуациях;
характеризоватьприемыпсихологическойподдержкипострадавшего.

Модуль№ 9 «Безопасностьв социуме»:

















характеризоватьобщениеи объяснятьегозначениедлячеловека;
характеризоватьпризнакии анализироватьспособыэффективногообщения;
раскрыватьприемыи иметьнавыкисоблюденияправилбезопасноймежличностн
ойкоммуникациии комфортноговзаимодействияв группе;
раскрыватьпризнакиконструктивногои деструктивногообщения;
раскрыватьпонятие«конфликт»и характеризоватьстадииегоразвития,
факторыи причиныразвития;
иметьпредставлениео ситуацияхвозникновениямежличностныхи групповыхко
нфликтов;
характеризоватьбезопасныеи эффективныеспособыизбеганияи разрешениякон
фликтныхситуаций;
иметьнавыкибезопасногоповедениядляснижениярискаконфликтаи безопасных
действийприегоопасныхпроявлениях;
характеризоватьспособразрешенияконфликтас помощьютретьейстороны
(медиатора);
иметьпредставлениеоб опасныхформахпроявленияконфликта: агрессия,
домашнеенасилиеи буллинг;
характеризоватьманипуляциив ходемежличностногообщения;
раскрыватьприемыраспознаванияманипуляцийи знатьспособыпротивостояния
ей;
раскрыватьприемыраспознаванияпротивозаконныхпроявленийманипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательствок действиям,
которыемогутпричинитьвреджизнии здоровью, и вовлечениев преступную,
асоциальнуюилидеструктивнуюдеятельность) и знатьспособызащитыот них;
характеризоватьсовременныемолодежныеувлеченияи опасности,
связанныес ними, знатьправилабезопасногоповедения;
иметьнавыкибезопасногоповеденияприкоммуникациис незнакомымилюдьми.

Модуль№ 10 «Безопасностьв информационномпространстве»:








раскрыватьпонятие«цифроваясреда»,
ее характеристикии приводитьпримерыинформационныхи компьютерныхугр
оз;
объяснятьположительныевозможностицифровойсреды;
характеризоватьрискии угрозыприиспользованииинтернета;
знатьобщиепринципыбезопасногоповедения,
необходимыедляпредупреждениявозникновенияопасныхситуацийв личномци
фровомпространстве;
характеризоватьопасныеявленияцифровойсреды;











классифицироватьи оцениватьрискивредоносныхпрограмми приложений,
их разновидностей;
иметьнавыкисоблюденияправилкибергигиеныдляпредупреждениявозникновен
ияопасныхситуацийв цифровойсреде;
характеризоватьосновныевидыопасногои запрещенногоконтентав интернетеи
характеризоватьегопризнаки;
раскрыватьприемыраспознаванияопасностейприиспользованииинтернета;
характеризоватьпротивоправныедействияв интернете;
иметьнавыкисоблюденияправилцифровогоповедения,
необходимыхдляснижениярискови угрозприиспользованииинтернета
(кибербуллинга, вербовкив различныеорганизациии группы);
характеризоватьдеструктивныетеченияв интернете, их признакии опасности;
иметьнавыкисоблюденияправилбезопасногоиспользованияинтернета,
необходимыхдляснижениярискови угрозвовлеченияв различнуюдеструктивну
юдеятельность.

Модуль№ 11 «Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму»:










объяснятьпонятия«экстремизм»и «терроризм», раскрыватьих содержание,
характеризоватьпричины, возможныевариантыпроявленияи их последствия;
раскрыватьцелии формыпроявлениятеррористическихактов,
характеризоватьих последствия;
раскрыватьосновыобщественно-государственнойсистемы,
рольличностив противодействииэкстремизмуи терроризму;
знатьуровнитеррористическойопасностии целиконтртеррористическойоперац
ии;
характеризоватьпризнакивовлеченияв террористическуюдеятельность;
иметьнавыкисоблюденияправилантитеррористическогоповеденияи безопасны
хдействийприобнаружениипризнаковвербовки;
иметьпредставлениео признакахподготовкиразличныхформтерактов,
объяснятьпризнакиподозрительныхпредметов,
иметьнавыкибезопасныхдействийприих обнаружении;
иметьпредставлениео безопасныхдействияхв случаетеракта
(нападениетеррористови попытказахватазаложников, попаданиев заложники,
огневойналет, наездтранспортногосредства, подрыввзрывногоустройства).

Тематическое планирование
8-й класс
Количествочасов Электронные
№
(цифровые)
п/ Наименованиеразделови темпрограммы Вс Контро Практи
ег льныер ческиер образовательныере
п
о аботы аботы сурсы
Модуль 1. Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства
1 Рольбезопасностив жизничеловека,

1

Электронныйобраз

общества, государства

Чрезвычайныеситуацииприродного,
2 техногенногои биологосоциальногохарактера

овательныйресурс«
Домашниезадания.
Основноеобщееобр
азование.
Основыбезопаснос
тижизнедеятельнос
ти», 5–9-йкласс,
АО «Издательство
"Просвещение"»
1

<...>

Мероприятияпо оповещениюи защитенас
3 еленияпри ЧСи возникновенииугрозвоен 1
ногохарактера

<...>

ЗащитаОтечествакакдолги обязанностьгр
ажданина

<...>

4

Итогопо разделу

1
4

Модуль 2. Военнаяподготовка. Основывоенныхзнаний
5

ВооруженныеСилыРоссийскойФедераци
и —защитанашегоОтечества

1

<...>

6

Состави назначениеВооруженныхСилРос
1
сийскойФедерации

<...>

Основныеобразцывооруженияи военнойт
ехникиВооруженныхСилРоссийскойФеде
7
1
рации
(основытехническойподготовкии связи)

<...>

Организационно8 штатнаяструктурамотострелковогоотделе 1
ния (взвода) (тактическаяподготовка)

<...>

Виды, назначениеи тактикотехническиехарактеристикистрелковогоо
9
1
ружияи ручныхгранатВооруженныхСилР
оссийскойФедерации(огневаяподготовка)

<...>

Общевоинскиеуставы —
1
законжизниВооруженныхСилРоссийской
0
Федерации

1

<...>

1 Военнослужащиеи взаимоотношениямеж
1 дуними (общевоинскиеуставы)

1

<...>

1 Воинскаядисциплина,
2 ее сущностьи значение

1

<...>

1 Строевыеприемыи движениебезоружия
3 (строеваяподготовка)

1

Итогопо разделу

9

<...>

Модуль 3. Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе
1
Основыбезопасностижизнедеятельности
4

1

<...>

1 Правилаповеденияв опасныхи чрезвычай
5 ныхситуациях

1

<...>

Итогопо разделу

2

Модуль 4. Безопасностьв быту
1 Основныеопасностив быту.
6 Предупреждениебытовыхотравлений

1

<...>

1
Предупреждениебытовыхтравм
7

1

<...>

1 Безопаснаяэксплуатациябытовыхприборо
1
8 ви местобщегопользования

<...>

1
Пожарнаябезопасностьв быту
9

1

<...>

2 Предупреждениеситуацийкриминального
1
0 характера

<...>

2 Безопасныедействияприаварияхна комму
1 нальныхсистемахжизнеобеспечения

1

<...>

Итогопо разделу

6

Модуль 5. Безопасностьна транспорте
2
Правиладорожногодвижения
2

1

<...>

2
Безопасностьпешехода
3

1

<...>

2
Безопасностьпассажира
4

1

<...>

2
Безопасностьводителя
5

1

<...>

2 Безопасныедействияпридорожно6 транспортныхпроисшествиях

1

<...>

2 Безопасностьпассажировна различныхвид
1
7 ахтранспорта

<...>

2 Перваяпомощьпричрезвычайныхситуация 1

<...>

8 хна транспорте
Итогопо разделу

7

Модуль 6. Безопасностьв общественныхместах
2 Основныеопасностив общественныхмест
9 ах

1

<...>

3 Правилабезопасногоповеденияприпосеще
1
0 ниимассовыхмероприятий

<...>

3 Пожарнаябезопасностьв общественныхме
1
1 стах

<...>

3 Пожарнаябезопасностьв общественныхме
1
2 стах

<...>

3 Безопасныедействияв ситуацияхкриминог
1
3 енногои антиобщественногохарактера

<...>

3 Безопасныедействияв ситуацияхкриминог
1
4 енногои антиобщественногохарактера

<...>

Итогопо разделу

6

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРА 3
ММЕ
4

0

0

9-й класс
Количествочасов
Электронные
№
Наименованиеразделови темпрогр Вс Контрол Практич (цифровые)
п/
аммы
ег ьныераб ескиераб образовательныересу
п
рсы
о оты
оты
Модуль 1. Безопасностьв природнойсреде

1

Правилабезопасногоповеденияв пр
ироднойсреде

1

Электронныйобразова
тельныйресурс«Дома
шниезадания.
Основноеобщееобраз
ование.
Основыбезопасности
жизнедеятельности»,
5–9-йкласс,
АО «Издательство
"Просвещение"»

2

Безопасныедействияприавтономно
мсуществованиив природнойсреде

1

<...>

3 Пожарнаябезопасностьв природной 1

<...>

среде
4 Безопасноеповедениев горах

1

<...>

5 Безопасноеповедениена водоемах

1

<...>

6

Безопасныедействияпринаводнении
1
, цунами

<...>

7

Безопасныедействияприурагане,
смерче, грозе

1

<...>

8

Безопасныедействияприземлетрясе
нии, извержениивулкана

1

<...>

9

Экологияи ее значениедляустойчив
огоразвитияобщества

1

<...>

Итогопо разделу

9

Модуль 2. Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи
1
Общиепредставленияо здоровье
0

1

<...>

1 Предупреждениеи защитаот инфекц
1
1 ионныхзаболеваний

<...>

1 Профилактиканеинфекционныхзабо
1
2 леваний

<...>

1 Психическоездоровьеи психологиче
1
3 скоеблагополучие

<...>

1 Перваяпомощьпринеотложныхсост
4 ояниях

1

<...>

Практикумдляотработкипрактическ
ихнавыковпервойпомощии психоло
1
гическойподдержки,
1
5
решениякейсов,
моделированияситуаций

<...>

Практикумдляотработкипрактическ
ихнавыковпервойпомощии психоло
1
гическойподдержки,
1
6
решениякейсов,
моделированияситуаций

<...>

Итогопо разделу

7

Модуль 3. Безопасностьв социуме
1 Общение —
7 основасоциальноговзаимодействия

1

<...>

1 Безопасныеспособыизбеганияи разр 1

<...>

8 ешенияконфликтныхситуаций
1 Безопасныеспособыизбеганияи разр
1
9 ешенияконфликтныхситуаций

<...>

2 Манипуляцияи способыпротивосто
0 ятьей

1

<...>

2 Манипуляцияи способыпротивосто
1 ятьей

1

<...>

2 Современныеувлечения.
2 Их возможностии риски

1

<...>

Итогопо разделу

6

Модуль 4. Безопасностьв информационномпространстве
2 Цифроваясреда —
3 ее возможностии риски

1

<...>

2 Вредоносныепрограммыи приложе
4 ния, способызащитыот них

1

<...>

2 Опасныйи запрещенныйконтент:
5 способыраспознаванияи защиты

1

<...>

2 Деструктивныетеченияв интернете,
6 их признаки, опасности

1

<...>

2 Правилабезопасногоповеденияв ци
7 фровойсреде

1

<...>

Итогопо разделу

5

Модуль 5. Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму
2 Сущностьпонятий«терроризм»и «эк
1
8 стремизм»

<...>

Основыобщественно2
государственнойсистемыпротиводе
9
йствияэкстремизмуи терроризму

1

<...>

Основыобщественно3
государственнойсистемыпротиводе
0
йствияэкстремизмуи терроризму

1

<...>

Опасностивовлеченияв экстремистс
3
куюи террористическуюдеятельнос 1
1
ть, мерызащиты

<...>

Опасностивовлеченияв экстремистс
3
куюи террористическуюдеятельнос 1
2
ть, мерызащиты

<...>

3 Правилабезопасногоповеденияприу 1

<...>

3 грозеи совершениитеррористическо
гоакта
Правилабезопасногоповеденияприу
3
грозеи совершениитеррористическо 1
4
гоакта
Итогопо разделу

7

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПР
ОГРАММЕ

3
4

<...>

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-48453-91-7-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».