МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МО Калужской области
МР "Хвастовичский район"
МКОУ "Хвастовичская средняя школа "
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОБЗР)»
для обучающихся 10-11классов
(ID6300083)
Хвастовичи 2024
Рабочая программа по ОБЗР базового уровня для 10–11-хклассовпо обновленному
ФГОССОО и ФОП
Пояснительная записка
Рабочаяпрограммапо учебномупредмету«Основыбезопасностии защитыРодины»на уро
веньсреднегообщегообразованиядляобучающихся 10–11хклассовГБОУ«Средняяшкола№ 1»разработанав соответствиис требованиями:
Федеральногозаконаот 29.12.2012 № 273ФЗ«Об образованиив РоссийскойФедерации»;
приказаМинобрнаукиот 17.05.2012 № 413
«Об утверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартас
реднегообщегообразования» (с изменениями,
внесеннымиприказомМинпросвещенияот 12.08.2022 № 732);
приказаМинпросвещенияот 18.05.2023 № 371
«Об утверждениифедеральнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообр
азования»;
приказаМинпросвещенияот 22.03.2021 № 115
«Об утвержденииПорядкаорганизациии осуществленияобразовательнойдеяте
льностипо основнымобщеобразовательнымпрограммам –
образовательнымпрограммамначальногообщего,
основногообщегои среднегообщегообразования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическиетребованияк организациямвоспитанияи обучения,
отдыхаи оздоровлениядетейи молодежи»,
утвержденныхпостановлениемглавногосанитарноговрачаот 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническиенормативыи требованияк обеспечениюбезопасности и (или)
безвредностидлячеловекафакторовсредыобитания»,
утвержденныхпостановлениемглавногосанитарноговрачаот 28.01.2021 № 2;
концепциипреподаванияучебногопредмета«Основыбезопасностижизнедеятель
ности», утвержденнойрешениемКоллегииМинпросвещения 24.12.2018;
учебногопланасреднегообщегообразования,
утвержденногоприказом ГБОУ«Средняяшкола№ 1»от 30.08.2024 № 145
«О внесенииизмененийв основнуюобразовательнуюпрограммусреднегообщег
ообразования»;
федеральнойрабочейпрограммыпо учебномупредмету«Основыбезопасностии
защитыРодины».
Рабочаяпрограммаориентированана целевыеприоритеты,
сформулированныев федеральнойрабочейпрограммевоспитанияи в рабочейпрограммев
оспитанияГБОУ«Средняяшкола№ 1».
ПрограммаОБЗРпозволитучителюпостроитьосвоениесодержанияв логикепоследовател
ьногонарастанияфакторовопасностиот опаснойситуациидо чрезвычайнойситуациии раз
умноговзаимодействиячеловекас окружающейсредой,
учестьпреемственностьприобретенияобучающимисязнанийи формированияу нихумени
йи навыковв областибезопасностижизнедеятельности.
ПрограммаОБЗРв методическомпланеобеспечиваетреализациюпрактикоориентированногоподходав преподаванииОБЗР,
системностьи непрерывностьприобретенияобучающимисязнанийи формированияу них
навыковв областибезопасностижизнедеятельностиприпереходес уровняосновногообще
гообразования;
помогаетпедагогупродолжитьосвоениесодержанияматериалав логикепоследовательног
онарастанияфакторовопасности: опаснаяситуация, чрезвычайнаяситуация,
и разумногопостроениямоделииндивидуальногои групповогобезопасногоповеденияв п
овседневнойжизнис учетомактуальныхвызовови угрозв природной, техногенной,
социальнойи информационнойсферах.
ПрограммаОБЗРобеспечивает:
формированиеличностивыпускникас высокимуровнемкультурыи мотивацииве
дениябезопасного, здоровогои экологическицелесообразногообразажизни;
достижениевыпускникамибазовогоуровнякультурыбезопасностижизнедеятель
ности,
соответствующегоинтересамобучающихсяи потребностямобществав формиро
ванииполноценнойличностибезопасноготипа;
взаимосвязьличностных,
метапредметныхи предметныхрезультатовосвоенияучебногопредметаОБЗРна
уровняхосновногообщегои среднегообщегообразования;
подготовкувыпускниковк решениюактуальныхпрактическихзадачбезопасност
ижизнедеятельностив повседневнойжизни.
СодержаниеучебногопредметаОБЗРструктурнопредставлено 11 модулями
(тематическимилиниями),
обеспечивающимисистемностьи непрерывностьизученияпредметана уровняхосновного
общегои среднегообщегообразования:
Модуль№ 1. «Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства».
Модуль№ 2. «Основывоеннойподготовки».
Модуль№ 3. «Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе».
Модуль№ 4. «Безопасностьв быту».
Модуль№ 5. «Безопасностьна транспорте».
Модуль№ 6. «Безопасностьв общественныхместах».
Модуль№ 7. «Безопасностьв природнойсреде».
Модуль№ 8. «Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи».
Модуль№ 9. «Безопасностьв социуме».
Модуль№ 10. «Безопасностьв информационномпространстве».
Модуль№ 11. «Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму».
В целяхобеспеченияпреемственностив изученииучебногопредметаОБЗРна уровнесредн
егообщегообразованияпрограммаОБЗРпредполагаетвнедрениеуниверсальнойструктурн
о-логическойсхемыизученияучебныхмодулей (тематическихлиний)
в парадигмебезопаснойжизнедеятельности: «предвидетьопасность,
по возможностиее избегать, принеобходимостибезопаснодействовать».
ПрограммаОБЗРпредусматриваетвнедрениепрактикоориентированныхинтерактивныхформорганизацииучебныхзанятийс возможностьюпри
менениятренажерныхсистеми виртуальныхмоделей.
Приэтомиспользованиецифровойобразовательнойсредына учебныхзанятияхдолжнобыт
ьразумным:
компьютери дистанционныеобразовательныетехнологиине способныполностьюзамени
тьпедагогаи практическиедействияобучающихся.
Подходык изучениюОБЗРучитываютсовременныевызовыи угрозы.
ОБЗРвходитв предметнуюобласть«Основыбезопасностии защитыРодины»,
являетсяобязательнымдляизученияна уровнесреднегообщегообразования.
ИзучениеОБЗРнаправленона формированиеценностей, освоениезнанийи умений,
обеспечивающихготовностьк выполнениюконституционногодолгапо защитеОтечества
и достижениебазовогоуровнякультурыбезопасностижизнедеятельности,
чтоспособствуетвыработкеу выпускниковуменийраспознаватьугрозы,
снижатьрискиразвитияопасныхситуаций, избегать их,
самостоятельноприниматьобоснованныерешенияв экстремальныхусловиях,
грамотновестисебяпривозникновениичрезвычайныхситуаций.
Такойподходсодействуетвоспитаниюличностибезопасноготипа, закреплениюнавыков,
позволяющихобеспечиватьблагополучиечеловека,
созданиюусловийустойчивогоразвитияобществаи государства.
ЦельюизученияОБЗРна уровнесреднегообщегообразованияявляетсяовладениеосновам
ивоеннойподготовкии формированиеу обучающихсябазовогоуровнякультурыбезопасн
остижизнедеятельностив соответствиис современнымипотребностямиличности,
обществаи государства, чтопредполагает:
способностьприменятьпринципыи правилабезопасногоповеденияв повседневн
ойжизнина основепониманиянеобходимостиведенияздоровогообразажизни,
причини механизмоввозникновенияи развитияразличныхопасныхи чрезвычай
ныхситуаций,
готовностик применениюнеобходимыхсредстви действиямпривозникновении
чрезвычайныхситуаций;
сформированностьценностей, овладениезнаниямии умениями,
которыеобеспечиваютготовностьк военнойслужбе,
исполнениюдолгапо защитеОтечества;
сформированностьактивнойжизненнойпозиции,
осознанноепониманиезначимостиличногои групповогобезопасногоповедения
в интересахблагополучияи устойчивогоразвитияличности,
обществаи государства;
знаниеи пониманиеролиличности,
обществаи государствав решениизадачобеспечениянациональнойбезопасност
ии защитынаселенияот опасныхи чрезвычайныхситуациймирногои военногов
ремени.
Всегона изучениеучебногопредметаОБЗРна уровнесреднегообщегообразованияотводит
ся 68 часов (по 34 часав каждомклассе).
Дляреализациипрограммыиспользуютсяучебники,
допущенныек использованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюо
бразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщего,
среднегообщегообразованияорганизациями,
осуществляющимиобразовательнуюдеятельность,
приказомМинпросвещенияот 21.09.2022 № 858:
Основыбезопасностижизнедеятельности, 10 класс/ ХренниковБ.О.,
ГололобовН.В., ЛьнянаяЛ.И., МасловМ.В.; подред. ЕгороваС.Н.,
Акционерноеобщество«Издательство "Просвещение"»;
Основыбезопасностижизнедеятельности, 11 класс/ ХренниковБ.О.,
ГололобовН.В., ЛьнянаяЛ.И., МасловМ.В.; подред. ЕгороваС.Н.,
Акционерноеобщество«Издательство "Просвещение"»;
<...>
Электронныеобразовательныересурсы,
допущенныек использованиюприреализацииобразовательнымиорганизациямиимеющи
хгосударственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,
основногообщего, среднегообщегообразованияприказомМинпросвещенияот 04.10.2023
№ 738:
<...>
Планируемые результаты освоения
программы
Личностные результаты
Личностныерезультатыдостигаютсяв единствеучебнойи воспитательнойдеятельностив
соответствиис традиционнымироссийскимисоциокультурнымии духовнонравственнымиценностями, принятымив обществеправиламии нормамиповедения.
Личностныерезультаты, формируемыев ходеизученияОБЗР,
должныспособствоватьпроцессамсамопознания, самовоспитанияи саморазвития,
развитиявнутреннейпозицииличности, патриотизма,гражданственностии проявляться,
преждевсего, в уважениик памятизащитниковОтечестваи подвигамГероевОтечества,
законуи правопорядку, человекутрудаи старшемупоколению,
гордостиза российскиедостижения,
в готовностик осмысленномуприменениюпринципови правилбезопасногоповеденияв п
овседневнойжизни, соблюдениюправилэкологическогоповедения, защитеОтечества,
бережномотношениик окружающимлюдям,
культурномунаследиюи уважительномотношениик традицияммногонациональногонар
одаРоссийскойФедерациии к жизнив целом.
ЛичностныерезультатыизученияОБЗРвключают:
1. Гражданскоевоспитание:
сформированностьактивнойгражданскойпозицииобучающегося, готового
и способногоприменятьпринципыи правилабезопасногоповеденияв течениевс
ейжизни;
уважениезаконаи правопорядка, осознаниесвоихправ,
обязанностейи ответственностив областизащитынаселенияи территорииРосси
йскойФедерацииот чрезвычайныхситуацийи в другихобластях,
связанныхс безопасностьюжизнедеятельности;
сформированностьбазовогоуровнякультурыбезопасностижизнедеятельностика
косновыдляблагополучияи устойчивогоразвитияличности,
обществаи государства;
готовностьпротивостоятьидеологииэкстремизмаи терроризма,
национализмаи ксенофобии, дискриминациипо социальным, религиозным,
расовым, национальнымпризнакам;
готовностьк взаимодействиюс обществоми государствомв обеспечениибезопа
сностижизнии здоровьянаселения;
готовностьк участиюв деятельностигосударственныхсоциальныхорганизацийи
институтовгражданскогообществав областиобеспечениякомплекснойбезопас
ностиличности, обществаи государства.
2. Патриотическоевоспитание:
сформированностьроссийскойгражданскойидентичности,
уваженияк своемународу,
памятизащитниковРодиныи боевымподвигамГероевОтечества,
гордостиза своюРодинуи ВооруженныеСилыРоссийскойФедерации,
прошлоеи настоящеемногонациональногонародаРоссии,
российскойармиии флота;
ценностноеотношениек государственными военнымсимволам,
историческомуи природномунаследию, днямвоинскойславы,
боевымтрадициямВооруженныхСилРоссийскойФедерации,
достижениямРоссиив областиобеспечениябезопасностижизнии здоровьялюде
й;
сформированностьчувстваответственностипередРодиной,
идейнаяубежденностьи готовностьк служениюи защитеОтечества,
ответственностьза егосудьбу.
3. Духовно-нравственноевоспитание:
осознаниедуховныхценностейроссийскогонародаи российскоговоинства;
сформированностьценностибезопасногоповедения,
осознанногои ответственногоотношенияк личнойбезопасности,
безопасностидругихлюдей, обществаи государства;
способностьоцениватьситуациюи приниматьосознанныерешения,
готовностьреализоватьриск-ориентированноеповедение,
самостоятельнои ответственнодействоватьв различныхусловияхжизнедеятель
ностипо снижениюрискавозникновенияопасныхситуаций,
перерастанияих в чрезвычайныеситуации, смягчениюих последствий;
ответственноеотношениек своимродителям, старшемупоколению, семье,
культуреи традициямнародовРоссии,
принятиеидейволонтерстваи добровольчества.
4. Эстетическоевоспитание:
эстетическоеотношениек мирув сочетаниис культуройбезопасностижизнедеят
ельности;
пониманиевзаимозависимостиуспешностии полноценногоразвитияи безопасн
огоповеденияв повседневнойжизни.
5. Ценностинаучногопознания:
сформированностьмировоззрения,
соответствующеготекущемууровнюразвитияобщейтеориибезопасности,
современныхпредставленийо безопасностив технических, естественнонаучных, общественных, гуманитарныхобластяхзнаний,
современнойконцепциикультурыбезопасностижизнедеятельности;
пониманиенаучно-практическихосновучебногопредметаОБЗР,
осознаниеегозначениядлябезопаснойи продуктивнойжизнедеятельностичелов
ека, обществаи государства;
способностьприменятьнаучныезнаниядляреализациипринциповбезопасногопо
ведения (способностьпредвидеть, по возможностиизбегать,
безопаснодействоватьв опасных, экстремальныхи чрезвычайныхситуациях).
6. Физическоевоспитание:
осознаниеценностижизни,
сформированностьответственногоотношенияк своемуздоровьюи здоровьюокр
ужающих;
знаниеприемовоказанияпервойпомощии готовностьприменятьих в случаенеоб
ходимости;
потребностьв регулярномведенииздоровогообразажизни;
осознаниепоследствийи активноенеприятиевредныхпривычеки иныхформпри
чинениявредафизическомуи психическомуздоровью.
7. Трудовоевоспитание:
готовностьк труду,
осознаниезначимоститрудовойдеятельностидляразвитияличности,
обществаи государства, обеспечениянациональнойбезопасности;
готовностьк осознанномуи ответственномусоблюдениютребованийбезопаснос
тив процессетрудовойдеятельности;
интереск различнымсферампрофессиональнойдеятельности, включаявоеннопрофессиональнуюдеятельность;
готовностьи способностьк образованиюи самообразованиюна протяжениивсей
жизни.
8. Экологическоевоспитание:
сформированностьэкологическойкультуры, пониманиевлияниясоциальноэкономическихпроцессовна состояниеприроднойсреды,
осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблем,
их ролив обеспечениибезопасностиличности, обществаи государства;
планированиеи осуществлениедействийв окружающейсредена основесоблюде
нияэкологическойграмотностии разумногоприродопользования;
активноенеприятиедействий, приносящихвредокружающейсреде;
умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствияпредприни
маемыхдействийи предотвращать их;
расширениепредставленийо деятельностиэкологическойнаправленности.
Метапредметные результаты
В результатеизученияОБЗРна уровнесреднегообщегообразованияу обучающегосябудут
сформированыпознавательныеуниверсальныеучебныедействия,
коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия,
регулятивныеуниверсальныеучебныедействия, совместнаядеятельность.
У обучающегосябудутсформированыследующиебазовыелогическиедействиякакчасть
познавательныхуниверсальныхучебныхдействий:
самостоятельноопределятьактуальныепроблемныевопросыбезопасностилично
сти, обществаи государства,
обосновыватьих приоритети всестороннеанализировать,
разрабатыватьалгоритмыих возможногорешенияв различныхситуациях;
устанавливатьсущественныйпризнакилиоснованиядляобобщения,
сравненияи классификациисобытийи явленийв областибезопасностижизнедея
тельности, выявлятьих закономерностии противоречия;
определятьцелидействийприменительнок заданной (смоделированной)
ситуации,
выбиратьспособыих достиженияс учетомсамостоятельновыделенныхкритерие
вв парадигмебезопаснойжизнедеятельности,
оцениватьрискивозможныхпоследствийдляреализациирискориентированногоповедения;
моделироватьобъекты (события, явления) в областибезопасностиличности,
обществаи государства,
анализироватьих различныесостояниядлярешенияпознавательныхзадач,
переноситьприобретенныезнанияв повседневнуюжизнь;
планироватьи осуществлятьучебныедействияв условияхдефицитаинформации,
необходимойдлярешениястоящейзадачи;
развиватьтворческоемышлениеприрешенииситуационныхзадач.
У обучающегосябудутсформированыследующиебазовыеисследовательскиедействия
какчастьпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий:
владетьнаучнойтерминологией,
ключевымипонятиямии методамив областибезопасностижизнедеятельности;
осуществлятьразличныевидыдеятельностипо приобретениюновогознания,
егопреобразованиюи применениюдлярешенияразличныхучебныхзадач,
в томчислеприразработкеи защитепроектныхработ;
анализироватьсодержаниеучебныхвопросови заданийи выдвигатьновыеидеи,
самостоятельновыбиратьоптимальныйспособрешениязадачс учетомустановле
нных (обоснованных) критериев;
раскрыватьпроблемныевопросы, отражающиенесоответствиемеждуреальным
(заданным) и наиболееблагоприятнымсостояниемобъекта (явления)
в повседневнойжизни;
критическиоцениватьполученныев ходерешенияучебныхзадачрезультаты,
обосновыватьпредложенияпо их корректировкев новыхусловиях;
характеризоватьприобретенныезнанияи навыки,
оцениватьвозможностьих реализациив реальныхситуациях;
использоватьзнаниядругихпредметныхобластейдлярешенияучебныхзадачв об
ластибезопасностижизнедеятельности;
переноситьприобретенныезнанияи навыкив повседневнуюжизнь.
У обучающегосябудутсформированыследующиеуменияработатьс информациейкакч
астьпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий:
владетьнавыкамисамостоятельногопоиска, сбора,
обобщенияи анализаразличныхвидовинформациииз источниковразныхтиповп
риобеспеченииусловийинформационнойбезопасностиличности;
создаватьинформационныеблокив различныхформатахс учетомхарактерареша
емойучебнойзадачи;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформуих представления;
оцениватьдостоверность, легитимностьинформации,
ее соответствиеправовыми морально-этическимнормам;
владетьнавыкамипо предотвращениюрисков,
профилактикеугрози защитеот опасностейцифровойсреды;
использоватьсредстваинформационныхи коммуникационныхтехнологийв уче
бномпроцессес соблюдениемтребованийэргономики,
техникибезопасностии гигиены.
У обучающегосябудутсформированыследующиеуменияобщениякакчастькоммуникат
ивныхуниверсальныхучебныхдействий:
осуществлятьв ходеобразовательнойдеятельностибезопаснуюкоммуникацию,
переноситьпринципыее организациив повседневнуюжизнь;
распознаватьвербальныеи невербальныесредстваобщения;
пониматьзначениесоциальныхзнаков;
определятьпризнакидеструктивногообщения;
владетьприемамибезопасногомежличностногои групповогообщения;
безопаснодействоватьпо избеганиюконфликтныхситуаций;
аргументированно,
логичнои ясноизлагатьсвоюточкузренияс использованиемязыковыхсредств.
У обучающегосябудутсформированыследующиеумениясамоорганизациикакчастирег
улятивныхуниверсальныхучебныхдействий:
ставитьи формулироватьсобственныезадачив образовательнойдеятельностии
жизненныхситуациях;
самостоятельновыявлятьпроблемныевопросы,
выбиратьоптимальныйспособи составлятьпланих решенияв конкретныхуслов
иях;
делатьосознанныйвыборв новойситуации, аргументироватьего;
братьответственностьза своерешение;
оцениватьприобретенныйопыт;
расширятьпознанияв областибезопасностижизнедеятельностина основеличны
хпредпочтенийи за счетпривлечениянаучнопрактическихзнанийдругихпредметныхобластей;
повышатьобразовательныйи культурныйуровень.
У обучающегосябудутсформированыследующиеумениясамоконтроля,
принятиясебяи другихкакчастирегулятивныхуниверсальныхучебныхдействий:
оцениватьобразовательныеситуации; предвидетьтрудности,
которыемогутвозникнутьприих разрешении;
вноситькоррективыв своюдеятельность;
контролироватьсоответствиерезультатовцелям;
использоватьприемырефлексиидляанализаи оценкиобразовательнойситуации,
выбораоптимальногорешения;
приниматьсебя, понимаясвоинедостаткии достоинства,
невозможностиконтролявсеговокруг;
приниматьмотивыи аргументыдругихприанализеи оценкеобразовательнойситу
ации; признаватьправона ошибкусвоюи чужую.
У обучающегосябудутсформированыследующиеумениясовместнойдеятельности:
пониматьи использоватьпреимуществакоманднойи индивидуальнойработыв к
онкретнойучебнойситуации;
ставитьцелии организовыватьсовместнуюдеятельностьс учетомобщихинтерес
ов, мненийи возможностейкаждогоучастникакоманды (составлятьплан,
распределятьроли, приниматьправилаучебноговзаимодействия,
обсуждатьпроцесси результатсовместнойработы,
договариватьсяо результатах);
оцениватьсвойвклади вкладкаждогоучастникакомандыв общийрезультатпо со
вместноразработаннымкритериям;
осуществлятьпозитивноестратегическоеповедениев различныхситуациях;
предлагатьновыеидеи,
оцениватьих с позицииновизныи практическойзначимости;
проявлятьтворчествои разумнуюинициативу.
Предметные результаты
Предметныерезультатыхарактеризуютсформированностьу обучающихсяактивнойжизн
еннойпозиции,
осознанноепониманиезначимостиличногои групповогобезопасногоповеденияв интерес
ахблагополучияи устойчивогоразвитияличности, обществаи государства.
Приобретаемыйопытпроявляетсяв пониманиисуществующихпроблембезопасностии сп
особностипостроениямоделииндивидуальногои групповогобезопасногоповеденияв пов
седневнойжизни.
Предметныерезультаты, формируемыев ходеизученияОБЗР, должныобеспечивать:
1) знаниеосновзаконодательстваРоссийскойФедерации,
обеспечивающихнациональнуюбезопасностьи защитунаселенияот внешнихи внутренн
ихугроз;
сформированностьпредставленийо государственнойполитикев областиобеспечениягос
ударственнойи общественнойбезопасности,
защитынаселенияи территорийот чрезвычайныхситуацийразличногохарактера;
2)
знаниезадачи основныхпринциповорганизацииЕдинойсистемыпредупрежденияи ликви
дациипоследствийчрезвычайныхситуаций,
прави обязанностейгражданинав этойобласти;
прави обязанностейгражданинав областигражданскойобороны;
знаниео действияхпо сигналамгражданскойобороны;
3) сформированностьпредставленийо ролиРоссиив современноммире;
угрозахвоенногохарактера;
ролиВооруженныхСилРоссийскойФедерациив обеспечениизащитыгосударства;
знаниеположенийобщевоинскихуставовВооруженныхСилРоссийскойФедерации,
формированиепредставленияо военнойслужбе;
4) сформированностьзнанийоб элементахначальнойвоеннойподготовки;
овладениезнаниямитребованийбезопасностиприобращениисо стрелковыморужием;
сформированностьпредставленийо боевыхсвойствахи поражающемдействииоружияма
ссовогопоражения, а такжеспособахзащитыот него;
5) сформированностьпредставленийо современномобщевойсковомбое;
пониманиео возможностяхприменениясовременныхдостиженийнаучнотехническогопрогрессав условияхсовременногобоя;
6)
сформированностьнеобходимогоуровнявоенныхзнанийкакфакторапостроенияпрофесси
ональнойтраектории, в томчислеи образовательныхорганизаций,
осуществляющихподготовкукадровв интересахобороныи безопасностигосударства,
обеспечениизаконностии правопорядка;
7) сформированностьпредставленийо ценностибезопасногоповедениядляличности,
общества, государства;
знаниеправилбезопасногоповеденияи способових примененияв собственномповедении
;
8)
сформированностьпредставленийо возможныхисточникахопасностив различныхситуац
иях (в быту, транспорте, общественныхместах, в природнойсреде, в социуме,
в цифровойсреде); владениеосновнымиспособамипредупрежденияопасныхситуаций;
знатьпорядокдействийв экстремальныхи чрезвычайныхситуациях;
9)
сформированностьпредставленийо важностисоблюденияправилдорожногодвижениявсе
миучастникамидвижения, правилбезопасностина транспорте.
Знаниеправилбезопасногоповеденияна транспорте, умениеприменятьих на практике,
знаниео порядкедействийв опасных,
экстремальныхи чрезвычайныхситуацияхна транспорте;
10) знанияо способахбезопасногоповеденияв природнойсреде;
умениеприменятьих на практике;
знатьпорядокдействийпричрезвычайныхситуацияхприродногохарактера;
сформированностьпредставленийоб экологическойбезопасности,
ценностибережногоотношенияк природе, разумногоприродопользования;
11) знаниеосновпожарнойбезопасности;
умениеприменятьих на практикедляпредупрежденияпожаров;
знатьпорядокдействийприугрозепожараи пожарев быту, общественныхместах,
на транспорте, в природнойсреде;
знатьправаи обязанностигражданв областипожарнойбезопасности;
12) владениеосновамимедицинскихзнаний:
владениеприемамиоказанияпервойпомощипринеотложныхсостояниях,
инфекционныхи неинфекционныхзаболеваниях, сохраненияпсихическогоздоровья;
сформированностьпредставленийо здоровомобразежизнии егоролив сохранениипсихич
ескогои физическогоздоровья, негативногоотношенияк вреднымпривычкам;
знанияо необходимыхдействияхпричрезвычайныхситуацияхбиологосоциальногои военногохарактера;умениеприменятьтабельныеи подручныесредствадля
само- и взаимопомощи;
13) знаниеосновбезопасного, конструктивногообщения,
умениеразличатьопасныеявленияв социальномвзаимодействии,
в томчислекриминальногохарактера;
умениепредупреждатьопасныеявленияи противодействовать им;
14)
сформированностьнетерпимостик проявлениямнасилияв социальномвзаимодействии;
знанияо способахбезопасногоповеденияв цифровойсреде;
умениеприменятьих на практике; умениераспознаватьопасностив цифровойсреде
(в томчислекриминальногохарактера,
опасностивовлеченияв деструктивнуюдеятельность) и противодействовать им;
15)
сформированностьпредставленийоб опасностии негативномвлияниина жизньличности,
общества, государствадеструктивнойидеологии, в томчислеэкстремизма, терроризма;
знатьрольгосударствав противодействиитерроризму;
уметьразличатьприемывовлеченияв деструктивныесообщества,
экстремистскуюи террористическуюдеятельностьи противодействовать им;
знатьпорядокдействийприобъявленииразногоуровнятеррористическойопасности;
знатьпорядокдействийприугрозесовершениятеррористическогоакта;
совершениитеррористическогоакта; проведенииконтртеррористическойоперации.
ДостижениерезультатовосвоенияпрограммыОБЗРобеспечиваетсяпосредствомдостижен
ияпредметныхрезультатовосвоениямодулейОБЗР.
Содержание учебного предмета
Модуль№ 1. «Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства»:
правоваяосноваобеспечениянациональнойбезопасности;
принципыобеспечениянациональнойбезопасности;
реализациянациональныхприоритетовкакусловиеобеспечениянациональнойбе
зопасностии устойчивогоразвитияРоссийскойФедерации;
взаимодействиеличности,
государстваи обществав реализациинациональныхприоритетов;
рольправоохранительныхорганови специальныхслужбв обеспечениинационал
ьнойбезопасности;
рольличности,
обществаи государствав предупреждениипротивоправнойдеятельности;
Единаягосударственнаясистемапредупрежденияи ликвидациичрезвычайныхси
туаций (РСЧС), структура, режимыфункционирования;
территориальныйи функциональныйпринципорганизацииРСЧС,
ее задачии примерыих решения;
праваи обязанностигражданв областизащитыот чрезвычайныхситуаций;
задачигражданскойобороны;
праваи обязанностигражданРоссийскойФедерациив областигражданскойоборо
ны;
Россияв современноммире,
оборонакакобязательноеусловиемирногосоциальноэкономическогоразвитияРоссийскойФедерациии обеспечениеее военнойбезоп
асности;
рольВооруженныхСилРоссийскойФедерациив обеспечениинациональнойбезо
пасности.
Модуль№ 2. «Основывоеннойподготовки»:
движениестроевымшагом, движениебегом, походнымшагом,
движениес изменениемскоростидвижения, поворотыв движении,
выполнениевоинскогоприветствияна местеи в движении;
основыобщевойсковогобоя;
основныепонятияобщевойсковогобоя (бой, удар, огонь, маневр);
видыманевра;
походный, предбоевойи боевойпорядокдействияподразделений;
оборона, ее задачии принципы;
наступление, задачии способы;
требованиякурсастрельбпо организации,
порядкуи мерамбезопасностиво времястрельби тренировок;
правилабезопасногообращенияс оружием;
изучениеусловийвыполненияупражненияначальныхстрельбиз стрелковогоору
жия;
способыудержанияоружияи правильностьприцеливания;
назначениеи тактикотехническиехарактеристикисовременныхвидовстрелковогооружия
(автоматКалашниковаАК-12, пистолетЯрыгина, пистолетЛебедева);
перспективыи тенденцииразвитиясовременногострелковогооружия;
историявозникновенияи развитияробототехническихкомплексов;
виды, предназначение, тактикотехническиехарактеристикии общееустройствобеспилотныхлетательныхаппа
ратов (далее –БПЛА);
конструктивныеособенностиБПЛАквадрокоптерноготипа;
историявозникновенияи развитиярадиосвязи;
радиосвязь, назначениеи основныетребования;
предназначение, общееустройствои тактикотехническиехарактеристикипереносныхрадиостанций;
местностькакэлементбоевойобстановки;
тактическиесвойстваместности,
основныеее разновидностии влияниена боевыедействиявойск,
сезонныеизменениятактическихсвойствместности;
шанцевыйинструмент, егоназначение, применениеи сбережение;
порядокоборудованияпозицииотделения;
назначение, размерыи последовательностьоборудованияокопадлястрелка;
понятиеоружиямассовогопоражения, историяегоразвития,
примерыприменения, егорольв современномбою;
поражающиефакторыядерныхвзрывов;
отравляющиевещества, их назначениеи классификация;
внешниепризнакиприменениябактериологического (биологического) оружия;
зажигательноеоружиеи способызащитыот него;
состави назначениештатныхи подручныхсредствпервойпомощи;
видыбоевыхраненийи опасностьих получения;
алгоритмоказанияпервойпомощиприразличныхсостояниях;
условныезоныоказанияпервойпомощи;
характеристикаособенностей«красной», «желтой»и «зеленой»зон;
объеммероприятийпервойпомощив «красной», «желтой»и «зеленой»зонах;
порядоквыполнениямероприятийпервойпомощив «красной»,
«желтой»и «зеленой»зонах;
особенностипрохожденияслужбыпо призыву, освоениевоенноучетныхспециальностей;
особенностипрохожденияслужбыпо контракту;
организацияподготовкиофицерскихкадровдляВооруженныхСилРоссийскойФе
дерации, МинистерствавнутреннихделРоссийскойФедерации,
ФедеральнойслужбыбезопасностиРоссийскойФедерации,
МинистерстваРоссийскойФедерациипо деламгражданскойобороны,
чрезвычайнымситуациями ликвидациипоследствийстихийныхбедствий;
военно-учебныезаведенияи военно-учебныецентры.
Модуль№ 3. «Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе»:
понятие«культурабезопасности», егозначениев жизничеловека, общества,
государства;
соотношениепонятий«опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношениепонятий«опаснаяситуация», «чрезвычайнаяситуация»;
общиепринципы (правила) безопасногоповедения;
индивидуальный, групповой, общественногосударственныйуровеньрешениязадачиобеспечениябезопасности;
понятия«виктимность», «виктимноеповедение», «безопасноеповедение»;
влияниедействийи поступковчеловекана егобезопасностьи благополучие;
действия, позволяющиепредвидетьопасность;
действия, позволяющиеизбежатьопасности;
действияв опаснойи чрезвычайнойситуациях;
риск-ориентированноемышлениекакосноваобеспечениябезопасности;
риск-ориентированныйподходк обеспечениюбезопасностиличности,
общества, государства.
Модуль№ 4. «Безопасностьв быту»:
источникиопасностив быту, их классификация;
общиеправилабезопасногоповедения;
защитаправпотребителя;
правилабезопасногоповеденияприосуществлениипокупокв интернете;
причиныи профилактикабытовыхотравлений, перваяпомощь,
порядокдействийв экстренныхслучаях;
предупреждениебытовыхтравм;
правилабезопасногоповеденияв ситуациях,
связанныхс опасностьюполучитьтравму
(спортивныезанятия,использованиеразличныхинструментов, стремянок,
лестници др.), перваяпомощьприушибахпереломах, кровотечениях;
основныеправилабезопасногоповеденияприобращениии газовымии электриче
скимиприборами;
последствияэлектротравмы;
порядокпроведениясердечно-легочнойреанимации;
основныеправилапожарнойбезопасностив быту;
термическиеи химическиеожоги, перваяпомощьприожогах;
правилабезопасногоповеденияв местахобщегопользования (подъезд, лифт,
придомоваятерритория, детскаяплощадка,
площадкадлявыгуласобаки других);
коммуникацияс соседями;
мерыпо предупреждениюпреступлений;
авариина коммунальныхсистемахжизнеобеспечения;
правилабезопасногоповеденияв ситуацииавариина коммунальнойсистеме;
порядоквызовааварийныхслужби взаимодействияс ними;
действияв экстренныхслучаях.
Модуль№ 5. «Безопасностьна транспорте»:
историяпоявленияправилдорожногодвиженияи причиныих изменчивости;
риск-ориентированныйподходк обеспечениюбезопасностина транспорте;
безопасностьпешеходав разныхусловиях (движениепо обочине;
движениев темноевремясуток;
движениес использованиемсредствиндивидуальноймобильности);
взаимосвязьбезопасностиводителяи пассажира;
правилабезопасногоповеденияприпоездкев легковомавтомобиле, автобусе;
ответственностьводителя, ответственностьпассажира;
представленияо знанияхи навыках, необходимыхводителю;
порядокдействийпридорожно-транспортныхпроисшествияхразногохарактера
(приотсутствиипострадавших; с однимилинесколькимипострадавшими;
приопасностивозгорания; с большимколичествомучастников);
основныеисточникиопасностив метро, правилабезопасногоповедения,
порядокдействийпривозникновенииопасныхиличрезвычайныхситуаций;
основныеисточникиопасностина железнодорожномтранспорте,правилабезопас
ногоповедения,
порядокдействийпривозникновенииопасныхи чрезвычайныхситуаций;
основныеисточникиопасностина водномтранспорте,
правилабезопасногоповедения,
порядокдействийпривозникновенииопаснойи чрезвычайнойситуации;
основныеисточникиопасностина авиационномтранспорте,
правилабезопасногоповедения, порядокдействийпривозникновенииопасной,
чрезвычайнойситуации.
Модуль№ 6. «Безопасностьв общественныхместах»:
общественныеместаи их классификация;
основныеисточникиопасностив общественныхместахзакрытогои открытоготи
па, общиеправилабезопасногоповедения;
опасностив общественныхместахсоциально-психологическогохарактера
(возникновениетолпыи давки; проявлениеагрессии; криминогенныеситуации;
случаи, когдапотерялсячеловек);
порядокдействийпририскевозникновенияиливозникновениитолпы, давки;
эмоциональноезаражениев толпе, способысамопомощи,
правилабезопасногоповеденияприпопаданиив агрессивнуюи паническуютолп
у;
правилабезопасногоповеденияприпроявленииагрессии;
криминогенныеситуациив общественныхместах,
правилабезопасногоповедения,
порядокдействияприпопаданиив опаснуюситуацию;
порядокдействийв случаях, когдапотерялсячеловек (ребенок; взрослый;
пожилойчеловек; человекс ментальнымирасстройствами);
порядокдействийв ситуации, есливы обнаружилипотерявшегосячеловека;
порядокдействийприугрозевозникновенияпожарав различныхобщественныхм
естах, на объектахс массовымпребываниемлюдей
(медицинскиеи образовательныеорганизации, культурные, торговоразвлекательныеучрежденияи др.);
мерыбезопасностии порядокдействийприугрозеобрушениязданийи отдельных
конструкций;
мерыбезопасностии порядокповеденияприугрозе,
в случаетеррористическогоакта.
Модуль№ 7. «Безопасностьв природнойсреде»:
отдыхна природе, источникиопасностив природнойсреде;
основныеправилабезопасногоповеденияв лесу, в горах, на водоемах;
общиеправилабезопасностив походе;
особенностиобеспечениябезопасностив лыжномпоходе;
особенностиобеспечениябезопасностив водномпоходе;
особенностиобеспечениябезопасностив горномпоходе;
ориентированиена местности;
карты, традиционныеи современныесредстванавигации (компас, GPS);
порядокдействийв случаях, когдачеловекпотерялсяв природнойсреде;
источникиопасностив автономныхусловиях;
сооружениеубежища, получениеводыи питания;
способызащитыот перегреваи переохлажденияв разныхприродныхусловиях,
перваяпомощьприперегревании, переохлаждениии отморожении;
природныечрезвычайныеситуации;
общиеправилаповеденияв природныхчрезвычайныхситуациях (предвидеть;
избежатьопасности; действовать:
прекратитьилиминимизироватьвоздействиеопасныхфакторов;
дождатьсяпомощи);
природныепожары, возможностипрогнозированияи предупреждения;
правилабезопасногоповедения,
последствияприродныхпожаровдлялюдейи окружающейсреды;
природныечрезвычайныеситуации,
вызванныеопаснымигеологическимиявлениямии процессами: землетрясения,
извержениевулканов, оползни, камнепады;
возможностипрогнозирования, предупреждения, смягченияпоследствий,
правилабезопасногоповедения,
последствияприродныхчрезвычайныхситуаций,
вызванныхопаснымигеологическимиявлениямии процессами;
природныечрезвычайныеситуации,
вызванныеопаснымигидрологическимиявлениямии процессами: паводки,
половодья, цунами, сели, лавины;
возможностипрогнозирования, предупреждения, смягченияпоследствий,
правилабезопасногоповедения,
последствияприродныхчрезвычайныхситуаций,
вызванныхопаснымигидрологическимиявлениямии процессами;
природныечрезвычайныеситуации,
вызванныеопаснымиметеорологическимиявлениямии процессами: ливни,
град, мороз, жара;
возможностипрогнозирования, предупреждения, смягченияпоследствий,
правилабезопасногоповедения,
последствияприродныхчрезвычайныхситуаций,
вызванныхопаснымиметеорологическимиявлениямии процессами;
влияниедеятельностичеловекана природнуюсреду;
причиныи источникизагрязненияМировогоокеана, рек, почвы, космоса;
чрезвычайныеситуацииэкологическогохарактера,
возможностипрогнозирования, предупреждения, смягченияпоследствий;
экологическаяграмотностьи разумноеприродопользование.
Модуль№ 8. «Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи»
понятия«здоровье», «охраназдоровья», «здоровыйобразжизни», «лечение»,
«профилактика»;
биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологическиефакторы, влияющиена здоровьечеловека;
составляющиездоровогообразажизни: сон, питание, физическаяактивность,
психологическоеблагополучие;
общиепредставленияоб инфекционныхзаболеваниях;
механизмраспространенияи способыпередачиинфекционныхзаболеваний;
чрезвычайныеситуациибиолого-социальногохарактера,
мерыпрофилактикии защиты;
рольвакцинации, национальныйкалендарьпрофилактическихпрививок;
вакцинацияпо эпидемиологическимпоказаниям;
значениеизобретениявакциныдлячеловечества;
неинфекционныезаболевания,
самыераспространенныенеинфекционныезаболевания;
факторырискавозникновениясердечно-сосудистыхзаболеваний;
факторырискавозникновенияонкологическихзаболеваний;
факторырискавозникновениязаболеванийдыхательнойсистемы;
факторырискавозникновенияэндокринныхзаболеваний;
мерыпрофилактикинеинфекционныхзаболеваний;
рольдиспансеризациив профилактикенеинфекционныхзаболеваний;
признакиугрожающихжизнии здоровьюсостояний,
требующиевызоваскороймедицинскойпомощи (инсульт, сердечныйприступ,
остраябольв животе, эпилепсияи др.);
психическоездоровьеи психологическоеблагополучие;
критериипсихическогоздоровьяи психологическогоблагополучия;
основныефакторы,
влияющиена психическоездоровьеи психологическоеблагополучие;
основныенаправлениясохраненияи укрепленияпсихическогоздоровья
(раннеевыявлениепсихическихрасстройств;
минимизациявлиянияхроническогостресса: оптимизацияусловийжизни,
работы, учебы;
профилактиказлоупотребленияалкоголяи употреблениянаркотическихсредств
; помощьлюдям, перенесшимпсихотравмирующуюситуацию);
меры, направленныена сохранениеи укреплениепсихическогоздоровья;
перваяпомощь,
историявозникновенияскороймедицинскойпомощии первойпомощи;
состояния, прикоторыхоказываетсяперваяпомощь;
мероприятияпо оказаниюпервойпомощи;
алгоритмпервойпомощи;
оказаниепервойпомощив сложныхслучаях (травмыглаза;
«сложные»кровотечения; перваяпомощьс использованиемподручныхсредств;
перваяпомощьпринесколькихтравмаходновременно);
действияприприбытиискороймедицинскойпомощи.
Модуль 9. «Безопасностьв социуме»:
определениепонятия«общение»;
навыкиконструктивногообщения;
общиепредставленияо понятиях«социальнаягруппа», «большаягруппа»,
«малаягруппа»;
межличностноеобщение, общениев группе, межгрупповоеобщение
(взаимодействие);
особенностиобщенияв группе;
психологическиехарактеристикигруппыи особенностивзаимодействияв группе
;
групповыенормыи ценности;
коллективкаксоциальнаягруппа;
психологическиезакономерностив группе;
понятие«конфликт», стадииразвитияконфликта;
конфликтыв межличностномобщении, конфликтыв малойгруппе;
факторы, способствующиеи препятствующиеэскалацииконфликта;
способыповеденияв конфликте;
деструктивноеи агрессивноеповедение;
конструктивноеповедениев конфликте;
рольрегуляцииэмоцийприразрешенииконфликта, способысаморегуляции;
способыразрешенияконфликтныхситуаций;
основныеформыучастиятретьейстороныв процессеурегулированияи разрешен
ияконфликта;
ведениепереговоровприразрешенииконфликта;
опасныепроявленияконфликтов (буллинг, насилие);
способыпротиводействиябуллингуи проявлениюнасилия;
способыпсихологическоговоздействия;
психологическоевлияниев малойгруппе;
положительныеи отрицательныестороныконформизма;
эмпатияи уважениек партнеру (партнерам)
по общениюкакосновакоммуникации;
убеждающаякоммуникация;
манипуляцияв общении, цели, технологиии способыпротиводействия;
психологическоевлияниена большиегруппы;
способывоздействияна большуюгруппу: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
деструктивныеи псевдопсихологическиетехнологии;
противодействиевовлечениюмолодежив противозаконнуюи антиобщественну
юдеятельность.
Модуль№ 10. «Безопасностьв информационномпространстве»:
понятия«цифроваясреда», «цифровойслед»;
влияниецифровойсредына жизньчеловека;
приватность, персональныеданные;
«цифроваязависимость», ее признакии последствия;
опасностии рискицифровойсреды, их источники;
правилабезопасногоповеденияв цифровойсреде;
вредоносноепрограммноеобеспечение;
видывредоносногопрограммногообеспечения, егоцели, принципыработы;
правилазащитыот вредоносногопрограммногообеспечения;
кражаперсональныхданных, паролей;
мошенничество, фишинг, правилазащитыот мошенников;
правилабезопасногоиспользованияустройстви программ;
поведенческиеопасностив цифровойсредеи их причины;
опасныеперсоны, имитацияблизкихсоциальныхотношений;
неосмотрительноеповедениеи коммуникацияв интернетекакугрозадлябудущей
жизнии карьеры;
травляв интернете, методызащитыот травли;
деструктивныесообществаи деструктивныйконтентв цифровойсреде,
их признаки;
механизмывовлеченияв деструктивныесообщества;
вербовка, манипуляция, «воронкивовлечения»;
радикализациядеструктива;
профилактикаи противодействиевовлечениюв деструктивныесообщества;
правилакоммуникациив цифровойсреде;
достоверностьинформациив цифровойсреде;
источникиинформации, проверкана достоверность;
«информационныйпузырь», манипуляциясознанием, пропаганда;
фальшивыеаккаунты, вредныесоветчики, манипуляторы;
понятие«фейк», целии виды, распространениефейков;
правилаи инструментыдляраспознаванияфейковыхтекстови изображений;
понятиеправчеловекав цифровойсреде, их защита;
ответственностьза действияв интернете;
запрещенныйконтент;
защитаправв цифровомпространстве.
Модуль№ 11. «Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму»:
экстремизми терроризмкакугрозаустойчивогоразвитияобщества;
понятия«экстремизм»и «терроризм», их взаимосвязь;
вариантыпроявленияэкстремизма, возможныепоследствия;
преступлениятеррористическойнаправленности, их цель, причины,
последствия;
опасностьвовлеченияв экстремистскуюи террористическуюдеятельность:
способыи признаки;
предупреждениеи противодействиевовлечениюв экстремистскуюи террористи
ческуюдеятельность;
формытеррористическихактов;
уровнитеррористическойугрозы;
правилаповеденияи порядокдействийприугрозеилив случаетеррористического
акта, проведенииконтртеррористическойоперации;
правовыеосновыпротиводействияэкстремизмуи терроризмув РоссийскойФеде
рации;
основыгосударственнойсистемыпротиводействияэкстремизмуи терроризму,
ее цели, задачи, принципы;
праваи обязанностиграждани общественныхорганизацийв областипротиводей
ствияэкстремизмуи терроризму.
Тематическое планирование
Тематическоепланированиепо учебномупредмету«Основыбезопасностии защитыРодин
ы»для 10–11-хклассовсоставленос учетомрабочейпрограммывоспитания.
Внесенытемы,
обеспечивающиереализациюцелевыхприоритетоввоспитанияобучающихсяСООчерезиз
учениепредмета«Основыбезопасностии защитыРодины».
В воспитанииобучающихсяюношескоговозрастатакимприоритетомявляетсясозданиебл
агоприятныхусловийдляприобретенияобучающимисяопытаосуществлениясоциальнозн
ачимыхдел.
Выделениеданногоприоритетасвязанос потребностьюобучающихсяв жизненномсамооп
ределении, в выборедальнейшегожизненногопути,
которыйоткрываетсяпереднимина порогесамостоятельнойвзрослойжизни.
На урокахОБЗРобучающиесямогутприобрести:
опытдел, направленныхна пользусвоемуродномугородуилиселу,
странев целом, опытдеятельноговыражениясобственнойгражданскойпозиции;
опытразрешениявозникающихконфликтныхситуацийв школе,
домаилина улице;
опытведенияздоровогообразажизнии заботыо здоровьедругихлюдей;
опытсамопознанияи самоанализа,
опытсоциальноприемлемогосамовыраженияи самореализации.
10-й класс
Количествочасов
Электронны
№ Наименованиеразделови темпрограм
е (цифровые)
Вс Контрольн Практичес образователь
п/п мы
его ыеработы киеработы ныересурсы
Модуль 1. Безопасноеи устойчивоеразвитиеличности, общества, государства
1
Взаимодействиеличности,
обществаи государствав обеспечениина 1
циональнойбезопасности
Библиотека
ЦОК
https://m.eds
oo.ru/eae0fff
3
2
Государственнаяи общественнаябезопа
1
сность
<...>
3
Рольличности,
1
обществаи государствав предупрежден
<...>
иии ликвидациичрезвычайныхситуаций
4
Оборонастраныкакобязательноеуслови
еблагополучногоразвитиястраны
Итогопо разделу
1
<...>
4
Модуль 2. Основывоеннойподготовки
5
Строевыеприемыи движениебезоружия
1
(строеваяподготовка)
<...>
6
Основныевидытактическихдействийво
йск (тактическаяподготовка)
1
<...>
7
Требованиябезопасностиприобращении
с оружиеми боеприпасами
1
(огневаяподготовка)
<...>
8
Виды, назначениеи тактикотехническиехарактеристикисовременно
1
гострелковогооружия
(огневаяподготовка)
<...>
9
Беспилотныелетательныеаппараты
(БПЛА) –
эффективноесредствовооруженнойборь
1
бы
(основытехническойподготовкии связи
)
<...>
1
0
Предназначение,
общееустройствои тактикотехническиехарактеристикипереносны
1
храдиостанций
(основытехническойподготовкии связи
)
<...>
1
1
Свойстваместностии их применениев в
1
оенномделе (военнаятопография)
<...>
1
2
Фортификационноеоборудованиепозиц
ииотделения.
1
Видыукрытийи убежищ(инженернаяпо
дготовка)
<...>
1
3
Оружиемассовогопоражения
(радиационная, химическая,
биологическаязащита)
1
<...>
1
4
Перваяпомощьна полебоя (военномедицинскаяподготовка.
Тактическаямедицина)
1
<...>
1
Перваяпомощьна полебоя(военно-
1
<...>
5
медицинскаяподготовка.
Тактическаямедицина)
1
6
Особенностипрохождениявоеннойслуж
быпо призывуи по контракту. Военноучебныезаведенияи военно1
учебныецентры
(тактическаяподготовка)
Итогопо разделу
<...>
12
Модуль 3. Культурабезопасностижизнедеятельностив современномобществе
1
7
Современныепредставленияо культуре
безопасности
1
<...>
1
8
Влияниеповеденияна безопасность.
Рискориентированныйподходк обеспечени
юбезопасностина уровнеличности,
общества, государства
1
<...>
Итогопо разделу
2
Модуль 4. Безопасностьв быту
1
9
Источникиопасностив быту
1
<...>
2
0
Профилактикаи перваяпомощьприотра
влениях
1
<...>
2
1
Безопасностьв быту.
Предупреждениетравми перваяпомощь 1
приних
<...>
2
2
Пожарнаябезопасностьв быту
1
<...>
2
3
Безопасноеповедениев местахобщегопо
1
льзования
<...>
2
4
Безопасноеповедениев местахобщегопо
1
льзования
<...>
Итогопо разделу
6
Модуль 5. Безопасностьна транспорте
2
5
Безопасностьдорожногодвижения
1
<...>
2
6
Безопасностьдорожногодвижения
1
<...>
2
7
Порядокдействийпридорожнотранспортныхпроисшествиях
1
<...>
2
8
Безопасноеповедениена разныхвидахтр
1
анспорта
<...>
2
9
Безопасноеповедениена разныхвидахтр
1
анспорта
<...>
Итогопо разделу
5
Модуль 6. Безопасностьв общественныхместах
3
0
Безопасностьв общественныхместах.
Опасностисоциальнопсихологическогохарактера
1
<...>
3
1
Опасностикриминальногохарактера,
мерызащитыот них
1
<...>
3
2
Опасностикриминальногохарактера,
мерызащитыот них
1
<...>
3
3
Действияприпожаре,
обрушенииконструкций,
угрозеилисовершениитеррористическо
гоакта
1
<...>
3
4
Действияприпожаре,
обрушенииконструкций,
угрозеилисовершениитеррористическо
гоакта
1
<...>
Итогопо разделу
5
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГР
34
АММЕ
0
0
11-й класс
Количествочасов
№
Наименованиеразделови темпрогр Вс Контроль Практиче
п/
аммы
ег ныеработ скиеработ
п
о ы
ы
Электронные
(цифровые)
образовательн
ыересурсы
Модуль 7. Безопасностьв природнойсреде
1
Безопасностьв природнойсреде
1
БиблиотекаФГ
ИС«Мояшкола
»–
lesson.academycontent.myscho
ol.edu.ru/17/11
2
Выживаниев автономныхусловиях
1
<...>
3
Природныечрезвычайныеситуации.
Природныепожары
1
<...>
4
Природныечрезвычайныеситуации.
Опасныегеологическиеявленияи про
цессы: землетрясения,
1
извержениевулканов, оползни, сели,
камнепады
<...>
5
Природныечрезвычайныеситуации.
Опасныегидрологическиеявленияи п
1
роцессы: наводнения, паводки,
половодья, цунами, сели, лавины
<...>
6
Природныечрезвычайныеситуации.
Опасныеметеорологическиеявленияи 1
процессы: ливни, град, мороз, жара
<...>
7
Экологическаяграмотностьи разумно
1
еприродопользование
<...>
Итогопо разделу
7
Модуль 8. Основымедицинскихзнаний. Оказаниепервойпомощи
8
Факторы,
влияющиена здоровьечеловека.
Здоровыйобразжизни
1
<...>
9
Инфекционныезаболевания.
Значениевакцинациив борьбес инфек 1
ционнымизаболеваниями
<...>
Инфекционныезаболевания.
10 Значениевакцинациив борьбес инфек 1
ционнымизаболеваниями
<...>
Неинфекционныезаболевания.
Факторырискаи мерыпрофилактики.
11
1
Рольдиспансеризациидлясохранения
здоровья
<...>
Психическоездоровьеи психологичес
1
коеблагополучие
<...>
12
13 Перваяпомощьпострадавшему
1
<...>
14 Перваяпомощьпострадавшему
1
<...>
Итогопо разделу
7
Модуль 9. Безопасностьв социуме
Общениев жизничеловека.
15 Межличностноеобщение,
общениев группе
1
<...>
16 Конфликтыи способыих разрешения 1
<...>
17 Конфликтыи способыих разрешения 1
<...>
18
Конструктивныеи деструктивныеспо
1
собыпсихологическоговоздействия
<...>
19
Конструктивныеи деструктивныеспо
1
собыпсихологическоговоздействия
<...>
20
Психологическиемеханизмывоздейст
1
вияна большиегруппылюдей
<...>
21
Психологическиемеханизмывоздейст
1
вияна большиегруппылюдей
<...>
Итогопо разделу
7
Модуль 10. Безопасностьв информационномпространстве
22 Безопасностьв цифровойсреде
Опасности,
23 связанныес использованиемпрограм
многообеспечения
1
<...>
1
<...>
Опасности,
24 связанныес коммуникациейв цифров 1
ойсреде
<...>
Опасности,
25 связанныес коммуникациейв цифров 1
ойсреде
<...>
26
Достоверностьинформациив цифров
ойсреде
1
<...>
27
Достоверностьинформациив цифров
ойсреде
1
<...>
28 Защитаправв цифровомпространстве 1
<...>
Итогопо разделу
7
Модуль 11. Основыпротиводействияэкстремизмуи терроризму
29
Экстремизми терроризмкакугрозауст
1
ойчивогоразвитияобщества
<...>
30
Экстремизми терроризмкакугрозауст
1
ойчивогоразвитияобщества
<...>
Правилабезопасногоповеденияприуг
31 розеи совершениитеррористического 1
акта
<...>
32 Правилабезопасногоповеденияприуг 1
<...>
розеи совершениитеррористического
акта
33
Противодействиеэкстремизмуи терр
оризму
1
<...>
34
Противодействиеэкстремизмуи терр
оризму
1
<...>
Итогопо разделу
6
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРО
ГРАММЕ
34
0
0