Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области
Рабочая программа
по физической культуре 1-4 класс
2021
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений
общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не
менее 303 ч, из них в I классе – 99 ч, а со II по IV классы – по 102 ч ежегодно. Из которых 34
выделяется на модуль «Шахматы»
Содержание курса сопровождается учебно-методическим комплектом «Перспектива»:
Планируемые результаты
По окончании 1 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты:
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
По окончании 2 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
По окончании 3 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе (4 класс)
должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.),
показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком
качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
Содержание программы
1 класс:
Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли физические
упражнения. Чему обучают на уроках физической культуры. Как передвигаются животные. Как
передвигается человек.
Способы физкультурной деятельности. Одежда для игр и прогулок. Подвижные игры. Что такое
режим дня. Утренняя зарядка. Физкультминутка. Личная гигиена.
Физическое совершенствование. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки.
Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.
Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение
строевых команд. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. Передвижение по
гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания и
переползания.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На материале
легкой атлетики. На материале лыжной подготовке. На материале спортивных игр. Баскетбол.
Подвижные игры разных народов.
2 класс:
Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Как зародились Олимпийские
игры.
Способы физкультурной деятельности. Подвижные игры для освоения спортивных игр.
Подвижные игры для освоения игры в баскетбол. Подвижные игры для освоения игры в футбол.
Закаливание. Физические упражнения. Физическое развитие и физические качества человека. Игры
и занятия в зимнее время года.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки. Упражнения и
подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение
строевых команд. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. Висы на низкой
перекладине. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Броски большого мяча. Метание
малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На материале легкой
атлетики. На материале лыжной подготовке. Подвижные игры разных народов.
Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
3 класс:
Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Как измерить физическую
нагрузку. Закаливание – обливание, душ.
Способы физкультурной деятельности. Подвижные игры для освоения спортивных игр.
Подвижные игры для освоения игры в баскетбол. Подвижные игры для освоения игры в футбол.
Закаливание. Физические упражнения. Физическое развитие и физические качества человека. Игры
и занятия в зимнее время года.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки. Упражнения и
подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения. Кувырки вперед и назад,
гимнастический мост, прыжки со скакалкой. Лазанье по канату. Упражнения на гимнастическом
бревне. Передвижения по гимнастической стенке и скамейке. Преодоление полосы препятствий.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту и длину.
Броски большого мяча. Метание малого мяча. Правила простейших соревнований.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Повороты.
Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На материале легкой
атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных народов.
4 класс:
Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Оказание первой помощи при
легких травмах. Закаливание.
Способы физкультурной деятельности. Наблюдения за своим физическим развитием и
физической подготовленностью.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки. Упражнения и
подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и комбинации. Опорный
прыжок через гимнастического козла, упражнения на низкой гимнастической перекладине,
гимнастические комбинации. Техника выполнения комбинаций на гимнастической перекладине.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Техника старта и финиширования. Прыжковые
упражнения. Прыжки в высоту. Техника выполнения.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Техника выполнения одновременного одношажного
хода.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На материале легкой
атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных народов. Самостоятельная
организация и проведение подвижных игр.
Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
Общее количество часов на изучение разделов программы распределено следующим образом:
Вид программного
материала
1 класс
Количество
часов
Из них согласно программе
воспитания
Знания о физической культуре
Физическое совершенствование
3
3
3.1
Легкоатлетические упражнения
27
10
3.2
Гимнастика с основами акробатики
30
6
3.3
Подвижные игры
30
20
3.4
Спортивные игры
3.5
Кроссовая подготовка
21
10
3.6
Общеразвивающие упражнения
В процессе урока
99
Вид программного
материала
2 класс
Количество
часов
36
Из них согласно программе
воспитания
4
3
Знания о физической культуре
Физическое совершенствование
3.1
Легкоатлетические упражнения
20
11
3.2
Гимнастика с основами акробатики
20
7
3.3
Подвижные игры
3.4
Спортивные игры
8
3.5
Кроссовая подготовка
20
3.6
Общеразвивающие упражнения
В процессе урока
В процессе урока
68
Вид программного
материала
10
3 класс
Количество
часов
28
Из них согласно программе
воспитания
4
3
Знания о физической культуре
Физическое совершенствование
3.1
Легкоатлетические упражнения
20
12
3.2
Гимнастика с основами акробатики
20
8
3.3
Подвижные игры
3.4
Спортивные игры
8
3.5
Кроссовая подготовка
20
3.6
Общеразвивающие упражнения
В процессе урока
В процессе урока
68
Вид программного
материала
10
4 класс
Количество
часов
4
3
Знания о физической культуре
Физическое совершенствование
3.1
Легкоатлетические упражнения
20
30
Из них согласно программе
воспитания
13
3.2
Гимнастика с основами акробатики
3.3
Подвижные игры
3.4
Спортивные игры
8
3.5
Кроссовая подготовка
20
3.6
Общеразвивающие упражнения
20
9
В процессе урока
11
В процессе урока
68
33
Учебные нормативы 1 класс
№
Нормативы
Оценки
«5»
Мальчики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе (раз)
Ходьба на лыжах 1 км.
Метание в цель с 6 м
Кросс 1000 м. (мин.,сек.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе лѐжа (раз)
ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ 1 КМ
Метание в цель с 6 м
Кросс 1000 м. (мин.,сек.)
«4»
«3»
140
295
9.9
40
30
+9
6.1
20
4
8.30
3
115
235
10.8
30
26
+3
6.9
15
2
9.00
2
Без учѐта времени
Девочки
130
110
245
220
10.2
11.3
50
30
18
15
+12,5
+6
6.6
7.4
15
10
12
8
9.00
9.30
3
2
Без учѐта времени
100
195
11.2
15
18
+1
7.0
10
1
9.30
1
90
200
11.7
20
13
+2
7.5
5
2
10.00
1
Учебные нормативы 2 класс
№
Нормативы
Оценки
«5»
Мальчики
1
2
3
4
5
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
145
310
9.1
50
32
«4»
130
245
9.7
40
28
«3»
110
215
10.4
30
20
6
7
8
9
10
11
12
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе (раз)
Ходьба на лыжах 1 км.
Метание в цель с 6 м
Кросс 1000 м. (мин.сек.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе лѐжа (раз)
ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ 1 КМ
Метание в цель с 6 м
Кросс 1000 м. (мин.сек.)
+9
5.4
23
4
8.00
3
Без учѐта времени
Девочки
135
280
9.7
80
23
+12
5.6
17
10
8.30
3
Без учѐта времени
+4
6.5
18
2
8.30
+3
7.1
13
1
9.00
125
215
10.4
35
17
+8
6.7
12
5
9.00
2
100
175
11.2
20
13
+4
7.3
7
3
9.30
1
Учебные нормативы 3 класс
№
Нормативы
Оценки
«5»
Мальчики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе (раз)
Ходьба на лыжах 1 км.
Метание в цель с 6 м
Кросс 1500
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе лѐжа (раз)
ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ 1 КМ
Метание в цель с 6 м
Кросс 1500 м. (мин.,сек.)
150
140
360
270
8.8
9.3
60
50
36
30
+9
+5
5.1
6.2
27
22
5
3
7.00
7.30
4
3
БЕЗ УЧЁТА ВРЕМЕНИ
Девочки
145
130
345
265
9.3
9.8
90
40
25
20
+12
+9
5.3
6.5
19
15
12
6
7.30
8.00
4
3
Без учѐта времени
«4»
«3»
120
220
9.9
40
24
+3
6.8
17
1
8.00
1
110
215
10.4
25
15
+6
7.0
10
5
8.30
1
Учебные нормативы 4 класс
№
Нормативы
Оценки
«5»
Мальчики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе (раз)
Ходьба на лыжах 1 км.
Прыжок в длину с разбега (см)
Метание мяча в цель с 6 м
Кросс 2000 м. (мин.,сек.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Прыжок в длину с места (см)
Метание набивного мяча (см)
«Челночный бег» 3х10 м (сек.)
Прыжки со скакалкой за 1 мин.
Поднимание туловища за 1 мин.
Наклон вперѐд сидя (см)
Бег 30 м (сек)
Метание малого мяча 150г (м)
Подтягивание в висе лѐжа (раз)
ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ 1 КМ
Прыжок в длину с разбега
Метание в цель с 6 м
Кросс 2000 м. (мин.,сек.)
155
380
8.6
70
37
+9
5.0
31
5
6.45
300
4
Без учѐта времени
Девочки
150
350
9.1
100
27
+12
5.2
20
13
7.15
260
4
Без учѐта времени
«4»
«3»
145
310
9.1
60
31
+5
6.0
26
3
7.15
260
3
125
270
9.8
55
25
+3
6.5
22
2
7.45
220
2
135
275
9.6
60
22
+9
6.3
16
7
7.45
220
3
115
235
10.2
40
15
+6
6.8
13
5
8.15
180
2