МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 8-9 классов.
учитель географии МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Бычкова Светлана Ивановна
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена требованием в быстро меняющемся мире стать
грамотным потребителем финансовых услуг.
Финансовая грамотность является условием и средством социализации подростка,
нацеленности не только на будущую, но и на настоящую его жизнь, а возникающие
проблемы требуют навыков извлечения нужного смысла и быстрого нахождения способов
решений.
Учебная программа рассчитана на учащихся 8-9 классов и составлена с учѐтом
психологических особенностей подростков. Рассматриваются актуальные для
современного подростка вопросы финансовой грамотности. Предложенные темы
отражают современное понятие о мире личных и семейных финансов
Нормативно – правовая документация.
Рабочая программа элективного курса составлена на основе УМК Е.Б. Лавреновой
«Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Современный мир: 8-9-е
классы, а также в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ.
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации». Информация о проекте представлена на официальном сайте Минфина
России.
3. Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017
– 2023 гг. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г.
№ 2039.
2. Содержание программы элективного курса «Основы финансовой
грамотности».
Настоящая программа рассчитана на два года, 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Содержание курса основано на межпредметной связи с курсами базового уровня:
обществознания, истории, математики.
Раздел I. Формируем разумное отношение к деньгам. (6часов).
Что такое деньги. История денег. Роль денег в экономике страны. Хранение, обмен
и перевод денег. Риски в мире денег. Современные деньги. Какие виды денег
наиболее удобны в использовании в современном обществе. Необычные деньги.
Раздел II Управление семейным бюджетом. (5часов).
Финансы современной семьи. Трудовая деятельность – основной источник
доходов. Пенсионное обеспечение. Доходы от активов. Личный финансовый план.
Раздел III Возможности современного общества для формирования личных
доходов подростков. (5 часов)
Источники личных доходов подростков. Правовые и финансовые последствия
различных видов трудовых отношений. Налоги – неизбежный спутник трудовых
отношений. Может ли подросток работать или все силы тратить на учѐбу. Как
можно заработать
Защита проектов.
Раздел IV Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку.
(6часов)
Финансовые организации и их услуги. Виды вкладов. Платить и зарабатывать
банковской картой. Азбука страхования. Как стать финансово грамотным туристом
Права потребителей финансовых услуг
Раздел V Самое необходимое о налогообложении. (6часов)
Зачем нужно платить налоги. История налогообложения. Финансовая система
государства. Налоговая система России. Рассчитываем размер налогов. Какой тип
налогов является справедливым.
Раздел VI Человеческий капитал. (5 часов)
Понятие человеческого капитала. Как применить свой человеческий капитал. Что
значит быть современным человеком. Эффективные вложения в человеческий
капитал.
Итоговое тестирование за курс
3. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности.
Личностные результаты: – формирование элементарных финансовых знаний
современного человека; готовность и способность обучающихся к самообразованию в
области финансовой грамотности на всех жизненных этапах; осознание важности
использования финансовых продуктов в различных сферах жизни; понимание наличия
финансовых рисков в современной экономической ситуации; понимание ценности
рационального, ответственного и обдуманного финансового поведения; осознание
личной ответственности за собственное финансовое благополучие в настоящем и
будущем; понимание необходимости оценки своего финансового состояния и
возможностей его улучшения; понимание того, что финансовое положение человека в
значительной степени зависит от его собственных знаний в области финансов;
готовность находить, анализировать и оценивать информацию, необходимую для
принятия финансовых решений; понимание преимуществ и последствий заключения
договоров с финансовыми организациями; осознание важности критического
отношения к активной рекламе финансовых продуктов; готовность вести поиск и
определять варианты решения проблем в области личных финансов;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять
цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через
понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал, анализировать
существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать
собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых
организаций; разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
ставить финансовые цели свойственной деятельности; формулировать учебные задачи как
шаги для достижения поставленной цели практической финансовой деятельности;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой
задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в
области личных финансов; составлять план решения финансовой проблемы ; планировать
и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с
пониманием инвестирования в человеческий капитал. устанавливать связь между
полученными характеристиками продукта и процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта.
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от
общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя
еѐ в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской; находить в тексте требуемую информацию (;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов; критически оценивать содержание и форму текста. Развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью; соблюдать нормы публичной
речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнѐра в
рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником; создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства
(средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о
достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
Предметные результаты: освоение базовых понятий и знаний, отражающих
устройство финансового сектора и принципы его функционирования в современном
обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и
его виды, способы минимизации, семейный бюджет, правила ведения семейного
бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка, гражданско-правовые и
трудовые отношения, финансовые услуги и продукты, инвестиционные компании,
страховые компании, банковский вклад и счѐт, банковская карта, финансовая
безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых
затрат при планировании путешествий, накопления и правила их формирования,
защита прав потребителя финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая
система государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты,
налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и способы
инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем; освоение
предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчѐты и
использовать финансовую информацию для принятия решений.
4.
№
п/п
Тематическое планирование.
Тема занятия
Колво
Формы работы.
часов
Раздел I. Формируем разумное отношение к деньгам.
1
Что такое деньги.
1
Обзорная лекция. Демонстрация мультфильма
История денег.
«Как размножаются деньги»
2
Роль денег в
1
Занятие – дискуссия.
экономике страны.
3
Хранение, обмен и
1
Решение практических задач.
перевод денег.
4
Риски в мире денег.
1
Занятие с элементами практикума.
5
Современные деньги.
1
Работа с информацией, открытие новых
Какие виды денег
знаний.
наиболее удобны в
использовании в
современном
обществе.
6
Необычные деньги.
1
Защита мини – проектов.
Обобщающее занятие.
Раздел II Управление семейным бюджетом.
7
Финансы современной 1
Квест - игра
семьи.
8
Трудовая деятельность 1
Занятие с элементами практикума.
– основной источник
доходов.
9
Пенсионное
1
Просмотр видеоматериалов.
обеспечение.
10
Доходы от активов.
1
11
Личный финансовый
1
Занятие – практикум.
план.
Раздел III Возможности современного общества для формирования личных
доходов подростков.
12
Источники личных
1
Занятие – беседа с элементами игры.
доходов подростков.
13
Правовые и
1
Занятие – лекция с элементами беседы.
финансовые
последствия
различных видов
трудовых отношений.
14
Налоги – неизбежный 1
Интерактивная лекция.
спутник трудовых
отношений.
15
Может ли подросток
1
Занятие – дискуссия.
работать или все силы
тратить на учѐбу.
16
Как можно заработать 1
Занятие – презентация.
17
Защита проектов.
1
Создаем проект «Финансовые цели»
Раздел IV Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку.
18
Финансовые
1
Интерактивная лекция.
организации и их
услуги.
19
Виды вкладов.
1
Учебная игра.
20
Платить и
1
Решение практических задач.
зарабатывать
банковской картой.
21
Азбука страхования
1
Демонстрация мультфильма с последующим
обсуждением.
22
Как стать финансово
1
Практическое занятие.
грамотным туристом
23
Права потребителей
1
Занятие – беседа.
финансовых услуг
Раздел V Самое необходимое о налогообложении.
25
Зачем нужно платить
1
Работа с информацией, открытие новых
налоги. История
знаний.
налогообложения.
26
Финансовая система
1
Интерактивная лекция.
государства
27
Налоговая система
1
Занятие - обсуждение.
России.
28
Какой тип налогов
1
Занятие – исследование.
является справедливы
29
Рассчитываем размер
1
Занятие –практикум.
налогов.
Раздел VI Человеческий капитал.
30
Понятие
1
Работа с информацией, открытие новых
человеческого
знаний.
капитала.
31
Как применить свой
1
Занятие –соревнование.
человеческий капитал.
32
Что значит быть
1
Занятие – дискуссия.
современным
человеком.
33
Эффективные
1
Решение практических задач.
вложения в
человеческий капитал.
34
Итоговое тестирование 1
Решение тестов.
за курс